Атака на темные стекла

Дата публикации: 14.07.2015 - 05:10
Автор:
Просмотров - 737

alt

С начала лета в городе одной из обсуждаемых тем стали регулярные рейды ГАИ в отношении водителей, управляющих машинами с тонированными стеклами. Возросшую активность инспекторов ДПС обсуждают в интернете и на улице, в автобусах и в магазинах. Немало вопросов, связанных с этой проблемой, поступило в редакцию нашей газеты. Ответить на них мы попросили начальника ГАИ Черногорска Андрея Бахарева.

- Автовладельцы недоумевают, почему вдруг инспекторы ГАИ активизировались в отношении борьбы с тонировкой стекол?

- Оперативно-профилактическое мероприятие «Чистое стекло» проводится в Хакасии с 10 июня по 31 августа, в рамках которого сотрудники ГАИ массово проверяют водителей, чьи транспортные средства нарушают требования технического регламента по светопропускаемости стекол. Обзор видимости с места водителя должен составлять 180 градусов, поэтому недопустимо наклеивать на лобовое и передние боковые стекла пленку, которая снижает светопропускаемость, так как это нередко становится сопутствующей причиной ДТП. Чрезмерно затонированные стекла аварийно опасны, для того инспекторы ГАИ и проводят рейдовые мероприятия.

- Но ведь сейчас автовладельцы, не как в прежние времена просто покупали хозяйственную пленку в магазинах стройматериалов и сами клеили на стекла, а приобретают специальную пленку в автомагазинах. Неужели там могут продать пленку, не соответствующую ГОСТам?! А если это в самом деле так, то почему наказывают простых покупателей, а не продавцов?

- ГОСТом светопропускание заднего и задних боковых стекол автомобиля не регламентируется. Запрещена только их зеркальная тонировка. Поэтому на эти стекла покрытие в виде пленки наносить можно. Что касается нанесения пленки на передние боковые и лобовое стекло, то светопропускание должно быть не менее 70 процентов. Если водитель наносит пленку с таким коэффициентом, то это не является нарушением. Однако, насколько мне известно, на российском рынке такой пленки просто нет. Впрочем, вся пленка имеет маркировку, и покупателю, прежде чем приобретать ее, стоит обратить внимание на коэффициент пропускаемости.

Так что винить продавца мы не имеем права, он ничего не нарушает. Он не скрывает информацию о коэффициенте светопропускаемости, в отличие от автовладельца, который осознанно идет на нарушение правил, когда наклеивает пленку на передние стекла, зная, что коэффициент светопропускаемости не соответствует нормативам. Если вы обратите внимание на цвет наклеиваемой пленки, то заметите, как правило, он почти черного цвета, то есть ни о каких 70 процентах речь не идет. Именно поэтому инспектор может даже без помощи прибора, визуально, выявить нарушение. Впрочем, для фиксации этого нарушения замер с помощью прибора должен быть.

- Если меня остановил инспектор ГАИ, я обязан по его требованию поднимать стекло, давать ему возможность измерить светопроницаемость? На каком основании он это требует?

- Одним из оснований для остановки транспортного средства является наличие признаков состава административного правонарушения, которые сотрудник ГАИ может выявить как сам, визуально, так и получив сообщение от других участников движения. Узнав такую информацию, он обязан принять меры по пресечению правонарушения и провести замеры светопропускаемости стекол. Если водитель отказывается выполнять законное требование сотрудника ГАИ, то он, таким образом, совершает новое правонарушение, предусмотренное статьей 19.3 ч.1 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и общественной безопасности». Наказание по этой статье предусматривает наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей, или административный арест на срок до 15 суток. Стоит отметить, что подобные прецеденты в Черногорске уже есть.

- Но ведь можно сделать вид, что стеклоподъемник сломан, поэтому инспектор не сможет произвести замеры. Это же не будет нарушением, если я управляю машиной со сломанным стеклоподъемником?

- Во-первых, управление неисправным транспортным средством уже само по себе является нарушением. Во-вторых, в том случае, если водитель попробует сослаться на неисправный стеклоподъемник, инспектор имеет полное право предложить проехать на СТО, где мастера починят поломку, и инспектор произведет замер светопропускаемости. Иначе говоря, пытаясь избежать выполнения законного требования сотрудника ГАИ, вы только затрудните себе жизнь, потратите лишнеи время и деньги. Напомню еще раз, если инспектор ГАИ визуально выявляет неисправность в транспортном средстве, то он имеет полное право остановить его до устранения причин и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Никто не отменял статью 12.5 КоАП РФ «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена», где в части 3 прим. 1 и изложена суть правонарушения «Управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств».

- А если инспектор просит подключить свой прибор к моему прикуривателю, я могу отказать? Или обязан предоставить ему возможности моей машины?

- Предоставление прикуривателя для подключения прибора возможно по вашему желанию, но вы можете и отказаться. Однако замер светопропускаемости стекол инспектор ГАИ совершит в любом случае, с помощью другого прибора. Так что, отказываясь, вы только зря потеряете время.

- Инспектор выписал мне штраф, просто «на глазок», не замеряя светопроницаемость прибором. Он имеет на это право?

- Для составления административного материала по ст.12.5 ч.3.1 КоАП РФ сотрудник ГАИ обязан произвести замер с помощью прибора. В противном случае, это будет нарушением закона.

- За многократное нарушение одного и того же пункта правил какое наказание предусмотрено?

- За многократное нарушение статьи 12.5 ч.3.1 КоАП РФ каждый раз предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере пятисот рублей, при условии, что нарушение устранено на месте, то есть водитель добровольно снял тонировочную пленку. Если же водитель отказывается снимать покрытие, то ему выдается требование об обязанности в течение 10 суток устранить нарушение. При невыполнении требования водитель будет привлечен к административной ответственности.

- При каких погодных и иных условиях инспектор не имеет права делать замеры? Время суток, дождь, снег и т.д.

- Ни погодные условия, ни время суток не влияют на проведение замеров по светопропускаемости. Необходимо учитывать только температурные условия. На вооружении ГАИ Черногорска имеются различные приборы, максимальный разбег температуры от -30 градусов по Цельсию до +50.

- Слышал, что при замерах инспекторы должны сами протирать стекло моего автомобиля. Это так?

- Для проведения замера по светопропускаемости инспектор имеет право сам протереть необходимый для экспертизы участок стекла. Правда, не стоит думать, что при этом он почистит все стекло в вашем автомобиле.

- Законно ли требование инспектора, который остановил меня из-за тонировки, показать ему аптечку, огнетушитель? Или он не имеет права это спрашивать? Просто читала в интернете, что аптечку отменили…

- Требование инспектора ГАИ показать аптечку или огнетушитель совершенно законно, по какой бы причине он ни останавливал ваше транспортное средство. Но, как правило, при проведении массовых проверок водителей аптечки и огнетушители показывать не требуют. Но в любом случае аптечка должна быть с собой, эту норму никто не отменял. Вообще, хотел бы предупредить всех любителей получать информацию из интернета, необходимо проверять то, что там написано на официальных сайтах. Так как нередко рассказывают на форумах различные небылицы, пользователи верят этому, а в итоге получают проблемы на свою голову.

Например, как-то остановили мы автомобиль, спрашиваем у водителя права, а он отвечает, что прочитал в интернете, мол, теперь права возить с собой не обязательно. Пришлось разочаровать молодого человека в том, что норму эту никто не отменял, и оштрафовать его за нарушение на 500 рублей. Думаю, теперь он меньше будет доверять информации, полученной в интернете. Особо замечу, что если в салоне автомобиля находится собственник транспортного средства, то ему придется уплатить административный штраф в размере 3000 рублей за передачу управления транспортным средством лицу, не имеющему при себе документов на право управления им (часть 3 статья 12.3 КоАП РФ).

- Инспектор останавливает меня рядом со знаком «Остановка запрещена». Должен ли я остановиться прямо под этим знаком или должен отъехать на положенное правилами дорожного движения расстояние, даже если оно составляет сотню-другую метров? Инспектор вообще может меня наказать, если после сигнала я заторможу на большом расстоянии от него? И вообще - каково обязательное максимальное расстояние от инспектора до места моей остановки?

- В данном случае остановка осуществляется в том месте, где вам указывает инспектор. Если водитель не выполнит требование сотрудника ГАИ, то это расценивается как правонарушение, предусмотренное ст.12.25 ч.2 КоАП РФ «Невыполнение законного требования сотрудника полиции об остановке т/с», и влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 500 до 800 рублей. Что касается расстояния, на котором после сигнала инспектора вы остановили свое транспортное средство, то оно должно быть в разумных пределах. Понятно, что за то, что вы сделали остановку в пяти-десяти метрах от сотрудника ГАИ, вас наказывать никто не будет, но если уехали на сто метров, то это уже является нарушением.

- При остановке инспектором я обязан выходить из машины или могу остаться в салоне? Обязан по его просьбе открывать багажник? Или имею право потребовать двух понятых?

- Вы обязаны предоставить для проверки документы, а каким образом вы это сделаете, оставаясь в салоне автомобиля или выйдя из него, решать вам. Однако сотрудник ГАИ имеет полное право провести осмотр или досмотр- вашего транспортного средства, и в этом случае вам придется выйти из машины.

При этом следует не забывать, что осмотр и досмотр это совершенно разные процедуры. Осмотр проводится только визуально, то есть сотрудник имеет право попросить у вас открыть багажник машины, но не может прикасаться к содержимому багажника, и для осмотра наличие понятых или обязательной видеофиксации не требуется. При досмотре инспектор может тщательно проверить вещи, которые находятся в багажнике или салоне машины. Согласно действующим нормам закона, понятые при досмотре не обязательны, если ведется видеофиксация.

- Должен ли быть сейчас на лобовом стекле талон о прохождении техосмотра? А то в страховых компаниях разное говорят.

- Нет, талоны о прохождении техосмотра уже давно упразднены. Водителю нужно только иметь при себе действующую страховку и диагностическую карту технического осмотра транспортного средства.

Подготовила Валентина СОСНОВСКАЯ, "ЧР" №54 от 14 июля 3015 г.

Новости по теме: