Антимонопольная кухня

Дата публикации: 26.07.2016 - 04:35
Автор:
Просмотров - 515

alt

В коридоре антимонопольной службы нервно. Один за другим подтягиваются участники процесса. Все важные, с папками бумаг. Вносят, вместе с запахами улицы и духов, обрывки деловых разговоров. Иногородние (из Питера) делятся впечатлениями о Хакасии: мол, не ожидали, что здесь так зелено, ярко, уютно…

А вот и в зал заседаний позвали. Лирика улетучилась, ей на смену пришли сосредоточенность, серьёзность и даже, было видно по всему, готовность к схватке.

Корреспондента на заседание пригласили представители республиканского отделения Общероссийского народного фронта – мол, о закупках для перинатального центра пойдёт речь, послушаем, всё ли ладно.

Слово дали юристам из северной столицы – заявителям, которые решили оспорить условия конкурса на приобретение части оборудования – стерилизаторов, моечно-дезинфекционных машин. Не речь была – мастер-класс, честное слово – с эмоциями, логическими точками, образными выражениями, без намёка на официальщину – чтоб, значит, до самых сердец, до души членов комиссии суть дошла:

- В описание объекта закупки не должны включаться требования к товару, если они влекут за собой ограничение количества участников закупки. Анализ, проведённый нами, показал, что заказчиком, при подготовке аукционной документации, включены некоторые отдельные требования, которые ограничивают количество участников размещения заказов! К тому же при всём многообразии выбора на рынке медоборудования, всё сводится к единственно возможным вариантам. А вот и вовсе абсурд!...

Дальше последовал целый рой цифр – мол, заказчик описывает определённые габариты машин, а некоторые производители из-за этого «выпадают» из обоймы конкурсантов. Кое-где в формулировках были найдены противоречия. К примеру, стерилизатор, по ГОСТу, ни в коем случае нельзя открывать, когда он запущен. Но заказчик попросил машину и с независимым, и с дублированным открыванием дверей. После изложения этих и других фактов последовал вывод: из-за явных ограничений по одному из пунктов закупки проходит лишь одна модель по завышенной стоимости. То есть «можно сэкономить колоссальные средства!».

Этот и другие случаи из практики УФАС обсуждаем после трудового дня (другое время у собеседницы расписано на заседания-совещания) с заместителем руководителя управления Ольгой Широковой:

- Не ожидала, что у вас всё обставлено практически как в суде.

- Разница – в том, что там решения принимает судья единолично, а у нас – комиссия из нескольких человек, при этом каждый несёт персональную ответственность за вынесенный вердикт.

- Как-то на пресс-конференции руководитель службы Ксения Александровна Лебедева неожиданно повернула ход беседы так, что задуматься пришлось журналистам. Мол, вот вам одна из задачек, которые мы здесь решаем ежедневно. Показала фото плаката, размещённого на новостройке. На нём, в том числе, информация о возможности приобрести квартиры через банковский кредит. Вопрос был – это можно считать рекламой финансовых услуг или застройщик лишь рассказывает о себе? Повисла пауза, разгорелась дискуссия. Обсудили и другие заковыристые вопросы. Когда нашему пишущему брату предоставили право принять решения, оказалось, что это ого как непросто. Тем более, речь шла то о рекламе, то о цене на бензин, то о стройке.

- К слову, о строительстве. Есть такие параметры, которые надо бы проверить (к примеру, давление в кирпиче или в балке), но сделать это сложно. Привезли балку, положили между перекрытиями. Какова прочность изделия, изготовленного на заводе? Требование измерения этих параметров правомерно или излишне?

Что касается больших объёмов закупок для серьёзных объектов, мы можем привлекать специалистов. Они будут выступать экспертами, отвечая на самые сложные вопросы. Но наше управление пока справляется без них.

- Взять тот же перинатальный центр. Грандиознейший объект, который должен быть сдан в конце года, ждём с нетерпением – он поднимет службу родовспоможения республики на новый, надеемся, очень высокий уровень. Вы принимаете участие в этом деле – можете воспрепятствовать приобретению одного вида оборудования, дать «зелёный свет» поставкам другого. Осознаёте свою роль? Или за изучением цифр, параметров – не до эмоций?

- Да как же без них, мы ведь не роботы! Конечно, обсуждаем тему, следим, как все, за новостями – что там и как. Однако профессионально осознаём, что наша главная задача – вдумчиво, въедливо разбирать жалобы, конфликты, чтобы огромные государственные средства расходовались эффективно, правильно.

- Но вот ведь беда – конкурсы, которые начали проводить вроде как во благо, для того, чтобы присутствовала, «работала» конкуренция, обернулись тем, что просто низкая цена за товар или услугу не всегда обеспечивала качество!

- Совершенно верно. По сути, покупали кота в мешке за низкую плату. На сегодняшний день в этом вопросе есть положительные подвижки, закреплённые, в частности, решением Верховного суда РФ. Теперь во главе угла – потребности заказчика. Вот и вопрос по перинатальному центру рассматривали именно с такой точки зрения – каковы запросы тех, кто заказывает оборудование, что им надо, исходя из того, где это оборудование будет стоять, какие функции ему предстоит выполнять. Помню, несколько лет назад рассматривался вопрос о приобретении рентгенаппарата высочайшего уровня. Так поступила жалоба от участников торгов (и в тот раз – тоже из Питера), они искренне недоумевали – зачем это нам такое оборудование, которое используют разве что в столицах? Можно приобрести что попроще, дешевле будет! Мы с позицией «вам другое сойдёт» не согласились, был приобретён хороший, высокопроизводительный и очень точный диагностический комплекс.

- Ольга Владимировна, но есть примеры, когда вы отменяете закупки!

- Если находим веские причины, да, отменяем. Но не в каждом случае – саблю наголо и вперёд! Отмена закупки – это крест на всём, включая заявки участников, извещение об аукционе, протоколы и прочее, на что были потрачены время, силы. Закупка – это не что-то в безвоздушном пространстве, а конкретное оборудование или услуги, которых ждут. Однако в случае грубых нарушений мы непреклонны. К примеру, для строительства теплотрассы нужен был отдельный допуск саморегулирующей организации, а заказчик в условиях конкурса определил, что достаточно общего допуска на строительные работы. Естественно, такая закупка была отменена. В других ситуациях, если выявляем незначительные нарушения, делаем предписания об их устранении, но закупку в целом не трогаем. Именно так комиссия поступила и в деле о приобретении оборудования для перинатального центра – требования заявителя были удовлетворены частично, вынесено решение устранить несогласованности, противоречия. После этого аукцион провели своим чередом.

- Расскажите о деле черногорских автобусников. Они - раз! И подняли стоимость билетов за проезд с 15 до 17 рублей. Понятное дело, к вам по этому поводу поступили заявления от пассажиров.

- Дело – в процессе рассмотрения, но уже сейчас могу сказать, что есть нарушение в том, что цена была поднята одновременно всеми перевозчиками города, в этом – признаки сговора. В остальном всё не так просто, как может показаться на первый взгляд. С недавних пор действует новый закон о пассажирских перевозках, который, если честно, сыроват. А предпринимателям необходимо каждый день выпускать транспорт на линию, не нарушая требований, которые… можно истолковать по-разному. Что касается главного для потребителей вопроса об увеличении цены, логика такова. Есть нерегулируемые и регулируемые (которые финансируются из бюджета) тарифы. Казалось бы, если дотаций нет, размахнись, рука, рисуй какие хочешь цены за перевозки? Комиссия пришла к выводу – нет! Потому что никто не отменял постановление РХ и указ президента, на основании которого выносят решение республиканские власти о максимальных тарифах на перевозку пассажиров.

- Сфера закупок интересует и общественников. В частности, известно о проекте Общероссийского народного фронта «За честные закупки», который объединяет тысячи активистов со всей России, в том числе – из Хакасии. Их цель – выявлять сомнительные закупки. Как думаете, непрофессионалам по силам такие дела?

- А почему нет? Общественники могут быть бухгалтерами, экономистами, юристами. Плюс в том, что они на каждом этапе имеют возможность вмешиваться, проверять обстоятельства, присутствовать на заседаниях, следить за исполнением решений по разным аукционам. Более того, в новом законе о госзакупках заложено обязательное общественное обсуждение для крупных закупок, которые не могут быть проведены без этого.

- И в итоге, если что-то не так, обратить внимание на нарушения.

- Например, пять лет назад заказчик (бюджетное учреждение) заменил деревянные окна на пластиковые. А в этом году опять меняет окна. Однако срок службы таких конструкций - до 15 лет. О какой эффективности расходования бюджетных средств речь? Вот, среди многих, тема в том числе и для внимания общественников.

- Какое образование надо получить, чтобы был шанс попасть в ряды антимонопольщиков?

- Базовое образование – юридическое, экономическое, либо специальность «Государственное, муниципальное управление». К тому же, недавно внесены изменения в закон о госслужбе, и теперь руководителю дано право определять дополнительно, какие нужны специалисты – к примеру, программисты.

- А если по-человечески, без каких качеств – никак?

- Нужно добросовестно и внимательно относиться к обязанностям. Однако если лишь бумажки перебирать, эффекта от государственного служения будет мало. Многие вопросы, с которыми обращаются люди, - с социальным уклоном. Тут сам Бог велел понимать, что происходит в обществе, ощущать настроение каждого дня. И, конечно же, не черстветь, сохранять в себе человечность, способность к сочувствию, не давать сердцу каменеть.

За 2014 год управлением рассмотрена 261 жалоба, выявлено 429 нарушений закона. Было довольно много нарушений, связанных с недостаточной профессиональной готовностью сотрудников работать с контрактной системой, часто нарушения допускались из-за элементарной невнимательности.

В 2015 году управлением рассмотрено 188 жалоб и выявлено 166 нарушений, что в 2,5 раза меньше, чем в предыдущем. Однако за текущие полгода наблюдается рост: рассмотрено 133 жалобы, выявлено 173 нарушения.

Марина КРЕМЛЯКОВА, «ЧР» № 60 от 26 июля 2016г.

Новости по теме: