25 миллионов - не предел

Дата публикации: 16.05.2013 - 03:53
Автор:
Просмотров - 959

alt

С первого взгляда 8 мая – обычный рабочий день на «Восточно-Бейском разрезе». Как всегда серьезно идут по дорогам пустые и груженые БелАЗы, трудятся в карьерах экскаваторы и погрузчики. И все же в воздухе неуловимо ощущается праздничное настроение, ведь именно в этот день на предприятии добывают 25-миллионную тонну угля с начала работы разреза.

Но приглядевшись повнимательнее, понимаешь, к торжеству готовятся, тут и там видны следы этого. Вот вдалеке мелькнул разукрашенный воздушными шарами 130-тонный БелАЗ, радиаторная решетка закрыта кумачовым полотнищем со знаковыми цифрами «25000000 тонн». На уступе, несмотря на рабочую смену, замер шагающий экскаватор, по соседству с ним площадка для торжества. В забое как-то особо ярко выделяется гидравлический экскаватор, который и будет грузить юбилейную тонну. А вскоре собираются гости и участники праздничного митинга. Горняки, сотрудницы разреза, руководители предприятий.

Стоит отметить, что «Восточно-Бейский разрез» - один из самых молодых в Хакасии, первый уголь дал всего лишь 20 лет назад. Но за это время предприятие прошло большой путь.

- Я помню, как мы начинали, - говорит исполнительный директор ВБР Виктор Янцижин, к слову сказать, горняк, работающий с самого основания разреза, когда он еще назывался участок «Чалпан» Бейского месторождения. - Уже в далеком 1987 году закончились все изыскания, и с 1991 года приступили к строительству въездной траншеи, которую закончили в 1993 году. Одновременно вели вскрышные работы на опытно-промышленном участке «Чалпан». В основном у нас работали подрядные организации, собственно коллектив «Восточно-Бейского разреза» тогда составлял всего семь человек. Первая добыча угля произошла в 1993 году – на-гора выдали 63 тысячи тонн.

В те тяжелые для экономики годы, разрез продолжал работать. Постепенно набирал мощь, и в 1997 году отметили первую миллионную тонну «черного золота» с момента основания предприятия. Понемногу приобреталась техника, не такая современна и высокопроизводительная, как сейчас, но все же облегчающая труд горняков. Численность коллектива выросла до 625 работников, появились карьерные и шагающий экскаваторы.

Новый этап в жизни ВБР начался с переходом в сферу влияния СУЭК в 2001 году. Достаточно быстро удалось отказаться от 40-тонных БелАЗов, заменив их более экономичными 55-тонниками. На отвалах стали работать еще два шагающих экскаватора, построили сначала небольшой, а затем и более мощный погрузочно-складской комплекс. С 2008 года началась серьезная модернизация производства. На разрез пришли первые 130-тонные БеЛАзы. В итоге 2009 год закончили с рекордной для предприятия добычей – два миллиона тонн.

- В этом году мы планируем дать 3,2 млн тонн угля, - продолжил Виктор Янцижин. - И пока мы не видим преград для роста по мощности. С 2004 года по нынешний инвестиционные вложения в разрез составили порядка 2 млрд рублей. Продолжается модернизация, на сегодня в карьере остался лишь один ЭКГ 8 И, остальные карьерные экскаваторы заменили высокопроизводительные гидравлические экскаваторы и погрузчики «Комацу» и «Либхерры». Как следствие, значительный рост производительности труда, если в 2004 году приходилось 168 тонн на человека, то сейчас более 500 тонн, к слову сказать, мы первые в СУЭК подошли к этому показателю.

Пока Виктор Михайлович напоминает основные вехи в развитии разреза, смотрю на реакцию рабочих. Ведь кажется, все это они и сами знают, но как живо откликаются на слова, как загорается в глазах воспоминание о том или ином этапе. Горняки обмениваются воспоминаниями о том, как несколько опасались гидравлических машин, как принимали 130-тонные автосамосвалы, как внедрялась на предприятии система «Карьер», и как сейчас довольны ей – значительно облегчает работу.

Группа руководителей других угольных предприятий республики также обменивается мнениями и впечатлениями, что было сделано правильно, а что, быть может, и надо было изменить.

- Так получилось в жизни, что я с Виктором Михайловичем участвовал в добыче первой тонны угля, - обратился к собравшимся глава Бейского района Юрий Курлаев. - Помню, загрузили ГАЗик, вывезли, такая была радость от того, что разрез начал работать. И сегодня мы искренне рады, что коллектив ВБР добился таких высоких результатов. Ведь за каждой тонной угля стоит рабочий человек, пришедший на предприятие. И для нас, района, ВБР является основным налоговым агентом.

Что интересно, еще лет пять назад значительную часть рабочих разреза составляли приезжие из разных городов и районов Хакасии: Черногорска, Саяногорска, Абакана, Алтайского района. Но уже тогда руководство поставило задачу – основную кадровую работу проводить среди населения Бейского района, особенно сел, расположенных рядом с разрезом. Ведь для той же Кирбы ВБР, пожалуй, единственный работодатель. И намерение было выполнено. Молодых парней переобучали из механизаторов сельского хозяйства на машинистов горной техники. В итоге, сегодня больше половины коллектива составляет местное население, а это для сельчан крайне важно.

- Совсем недавно, всего несколько лет назад ВБР в год не мог дать более 900 тонн угля, а сегодня вам уже и три миллиона не предел, - отметил и.о. исполнительного директора ООО «СУЭК-Хакасия» Владимир Азев. - Мы все наблюдали становление разреза. Благодаря вашим усилиям, инвестициям СУЭК, вы достигли таких высочайших показателей. Именно на вашем предприятии самая высокая производительность труда и самая высокая производительность оборудования среди всех разрезов СУЭК. И это значительный вклад в развитии компании, развитии страны. Думаю, что каждый год мы будем праздновать ваши трудовые подвиги и достижения, ведь для этого есть все: потенциал, оборудование, профессиональный коллектив.

В последние годы «Восточно-Бейский разрез» показывает отличные результаты, стабильно высокие показатели роста производительности труда, личные достижения горняков. С каждым годам на конкурсах профессионального мастерства все больше бейцев занимают призовые места. К примеру, по итогам по итогам 2012 года среди предприятий угольной промышленности ОАО «СУЭК» в конкурсе «Лучший по профессии» стали победителя¬ми в номинациях: «Лучший ди¬ректор предприятия» - Виктор Янцижин, «Лучший главный инже¬нер» - Виктор Козьмин, «Лучший главный механик» - Василий Рогачев, также ВБР был признан, как «Лучшее предприятие в об¬ласти безопасности труда».

И вот наступает торжественный момент, начальник горных работ Юрий Андреев командует по рации:

- «Р-1» Приступайте к погрузке БелАЗа.

Десятки зрителей со смотровой площадки наблюдали, как торжественно, и на первый взгляд, неторопливо гидравлический экскаватор, под руководством опытного машиниста Анатолия Валегова, нагружает 130-тонный БелАЗ. Но проходит всего пара минут, и многотонная махина, управляемая водителем Виктором Шестаковым отправляется из забоя к площадке. На уступе в честь знакового события в небо выстреливает фейерверк. Еще немного и юбилейную 25-милионную тонну угля доставят наверх.

- Надо сказать, что мы специально не отбирали лучших рабочих для погрузки этой тонны, - комментирует главный инженер ВБР Виктор Козьмин, - просто так совпало, что как раз была смена Валегова и Шестакова. А так у нас очень много отличных мастеров, сложно выбрать, кто же лучший.

- Я начинал с начальника участка, забивал первый колышек в разметке будущего разреза, - рассказывает Виктор Янцижин. - И оглядываясь назад, видя путь, который прошло предприятие, как руководитель чувствую глубокое удовлетворение. В те годы, когда начинали только разработку «Чалпана» я даже не представлял, что когда-то будем отмечать 25 миллионов тонн. Ведь начинали с добычи 60 тысяч тонн в год! А теперь 3,2 мол, и это не предел. И я очень благодарен коллективу, модернизация это одно, а слаженная, ответственная работа горняков все же самое главное.

И вот на площадку под аплодисменты въезжает 130-тонник, водитель и машинист несут в руках кусок настоящего угля из 25-миллионой тонны – теперь ему место в музее «Восточно-Бейского разреза». А сколько еще будет таких торжеств. Ведь потенциал у предприятия большой, запасов хватит на десятки лет, а коллектив доказал свой профессионализм и то, что не зря ему доверили современную и высокопроизводительную технику.

Валентина СОСНОВСКАЯ,

«ЧР» №54 от 16 мая 2013 г.

Новости по теме: