Копилка опыта СУЭК: реальное импортозамещение

Дата публикации: 13.12.2016 - 04:10
Просмотров - 1231

alt

О проблемах импортозамещения, необходимости диверсификации экономики, заботе об экологическом равновесии говорят много и давно. Однако на практике реальных достижений гораздо меньше, чем фигурирует в планах. И всё же есть примеры компаний, которые смогли на деле реализовать перспективные идеи. В их числе предприятия СУЭК в Хакасии.

На днях Глава республики Виктор Зимин посетил в ходе рабочей встречи три подразделения компании, где вживую смог убедиться, что горняки способны не только добывать уголь, но воплощать в жизнь экологические и производственные программы.

alt

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДЕЛЕ

Первой точкой остановки стали цеха черногорского Энергоуправления, где уже не первый год успешно реализуется программа импортозамещения и выпускается востребованное на отечественном рынке оборудование, позволяющее повысить безопасность труда на производстве.

В первую очередь речь зашла об уже двухлетнем опыте изготовления силами мастеров Энергоуправления взрывозащищенных высоковольтных ячеек PHDI и PHDO. Собственно в выпуске ячеек заняты два черногорских предприятия - на ремонтно-механическом заводе изготавливают корпуса, а специалисты Энергоуправления производят монтаж умного оборудования.

Взрывозащищенные высоковольтные ячейки производятся в рамках взаимного соглашения с немецкой фирмой Becker Mining Systems. И что немаловажно, уже большая часть комплектующих – российского производства. В перспективе и вовсе полный отказ от зарубежных деталей.

Эти ячейки предназначены для использования в шахтах, особенно с опасным содержанием газа и угольной пыли. Особенность этого устройства в том, что он делает невозможным взрыв в шахте по вине поломки самого оборудования. Более того, он оснащен настолько надежной антивандальной защитой, что в данном случае человеческий фактор можно исключить, но при этом запорный механизм довольно прост, не нужно возиться с многочисленными замками и помнить коды доступа. К примеру, на прежнем аналоге, ячейках РУВД-6, нужно было открутить 18 болтов, а в этих достаточно повернуть всего одну ручку. Всё это позволяет серьёзно повысить уровень безопасности при работе в шахте.

Так что неудивительно, что Виктор Зимин проявил особый интерес к ячейкам и географии покупателей, а она у Энергоуправления довольно обширная. И сегодня в цехе уже готовы четыре установки, аккуратно запакованные в полиэтиленовую плёнку, они ожидают своей очереди отправки к заказчику. На очереди стоят еще три, и как пояснил директор Энергоуправления Андрей Варлаков, после получения комплектующих из Германии специалисты завершат сборку и испытание ячеек и подготовят их к отправке будущим заказчикам.

Помимо этих ячеек спросом пользуется ещё один вид оборудования, которое изготавливают мастера Энергоуправления – приключательный пункт «ЯКНО-6 Хакасия». В устройстве применен ряд новых технических решений, позволяющих повысить надежность и безопасность электроснабжения карьерного оборудования. Напомним, что именно это оборудование получило на международной выставке «Уголь России и Майнинг-2016» бронзовую медаль.

- Мы не просто уголь добываем, но стараемся сделать это максимально безопасным способом, - комментировал генеральный директор ООО «СУЭК-Хакасия» Алексей Килин. - Поэтому было принято решение выпускать высоковольтные взрывозащищенные ячейки, они позволяют повысить уровень надежности в шахтах. К тому же, выпуск собственного оборудования – это диверсификация наших предприятий, а значит, рост прибылей не только для угольной компании, но и в бюджет региона.

alt

РЕМОНТ ОТ «А» ДО «Я»

После посещения цехов Энергоуправления вполне логичным был выбор следующего пункта остановки – Черногорского ремонтно-механического завода. Здесь внимание остановили на цехе по ремонту двигателей внутреннего сгорания. Также запущенный не так давно, всего три года назад, он уже хорошо известен далеко за пределами республики. Заказчики приезжают из Кемеровской и Читинской областей, Забайкалья, Приморья и Красноярского края.

Специалисты цеха способны провести капитальный ремонт моторов «Камменс», мощностью свыше 500 лошадиных сил. Эти двигатели стоят на различных видах современной техники – БелАЗах, от 55-тонников до 220-тонников, на экскаваторах «Либхерр» и на бульдозерах Т-25, Т-35.

- Республике, конечно, выгодно, что большой спектр ремонтных работ выполняется нашим заводом, - подчеркнул Виктор Зимин. - Ведь заказы поступают из разных регионов страны, а это значит, привлечение денег в Хакасию.

- Да, наши люди ездят в командировки от Приамурья до Кемеровской области на установку двигателей, проводят сервисное обслуживание, - уточнил Алексей Килин.

А директор РМЗ Игорь Сухарьков добавил, что в дополнение к уже существующим заказчикам, сейчас ведется работа с предприятиями «Русского угля» разрезом «Степной», а также с разрезами «Аршановский» и «Майорыхский».

alt

Стоит отметить, что совсем недавно в цехе ДВС отмечали новоселье – в собственном большом помещении открылся участок механической обработки. Дело в том, что с момента открытия цеха заказов становилось всё больше, и всё в большей тесноте приходилось работать специалистам. Ведь есть разница – ремонтировать два громадных двигателя в месяц или в четыре. А ведь в цехе доходило и до шести моторов за три декады.

С введением в строй нового участка удалось отделить станочный цех от цеха, где производятся сборка и разборка двигателей. Следовательно, в главном цехе теперь можно сделать несколько новых постов для монтажа моторов, а также разделить операции по ремонту более эффективным образом. Станочная обработка сейчас находится в помещении, где исключено попадание грязи и пыли, которая неминуемо появляется при разборке движка, его обработке, чистке.

- Основное оборудование на новый участок перенесли из существующего цеха, - рассказывает начальник цеха ДВС Валентин Гвоздев, - будет еще приобретен дополнительно ряд станков для обработки поверхностей блока цилиндров двигателя, чтобы мы могли производить уже весь цикл ремонта. Сейчас на новом участке производится ремонт коленчатых и распределительных валов, головок блоков цилиндров, топливной аппаратуры, форсунок. Уже приобретен новый токарный станок.

Когда в цех поступит новый станок для ремонта блоков цилиндров, приобретение которого включено в инвестиционный план на 2017 год, то ремонт двигателей будет осуществляться на РМЗ, что называется, от «а» до «я», сейчас всё же иной раз приходится отправлять некоторые детали на заводы в другие регионы. Полный же цикл ремонта двигателей позволит производить больше ремонтных работ собственными силами. А значит, клиентская база станет больше, включая частных лиц, ведь в республике аналогов нашему РМЗ просто нет.

- Признаться, я удивлен увиденным, тем, что делается на ваших предприятиях для работников, - говорит Виктор Зимин. - Вы создаете своё медицинское обслуживание, свою ремонтную базу – это прекрасно. Приятно зайти в ремонтные боксы: никакого мазута на полу, помещения оборудованы по последнему слову техники. Показательно, что СУЭК помимо основного вида деятельности развивает и другие направления. Организация инвестирует средства в перспективные проекты, наращивает производственные мощности, развивает социальные объекты. Для жителей республики это новые рабочие места, а для самой Хакасии – доходы в бюджет. В советское время, мы помним, промышленные предприятия не только производили продукцию, но и значительное внимание уделяли социальной сфере – тому же медицинскому обслуживанию, социальным проектам. И хотя сейчас время другое, нельзя выбрасывать то, что было хорошего в Союзе. И замечательно, что СУЭК это понимает и реализует на деле.

 

СБЕРЕГАЯ ПРИРОДУ, УВЕЛИЧИТЬ ДОХОД

Третьим пунктом рабочей поездки стал новый цех по переработке крупногабаритных шин, открывшийся лишь месяц назад на территории шахты «Хакасская». С одной стороны, идея его строительства была связана с возможным закрытием шахты, и чтобы не увольнять работников, руководство приняло решение построить альтернативное производство, с другой – необходимость утилизации шин от огромных карьерных автосамосвалов БелАЗ и «Терекс», что работают на разрезах СУЭК в Хакасии.

alt

Около шести лет назад цех по переработке крупногабаритных шин был открыт на «Искоже», но затем предприятие обанкротилось, и уже несколько лет негодные к использованию резинотехнические изделия просто было некуда девать, разве что на свалку. А это, во-первых, крайне негативно влияет на экологию региона, а во-вторых, в землю закапываются в буквальном смысле слова миллионы рублей.

На шахте же существует большой производственный комплекс, включающий в себя цеха, боксы, прочие служебные помещения. В одном из них и разместился цех по переработке КГШ. Полную линию оборудования закупили на новокузнецком предприятии «Альфа-СПК», которое специализируется как раз на превращении старых крупногабаритных шин в крошку и затем в нужную и полезную продукцию.

После переработки из старой резины получается отличное, совершенно нетравмоопасное покрытие для спортивных и детских площадок, бордюров и ступенек. К слову сказать, уже есть информация о том, что первое покрытие, изготовленное на нашей шахте, будет уложено на детской площадке в четвёртой школе.

Резчик Сергей Маслов рассказывает о довольно простой технологической цепочке, которая превращает негодную шину в красивые блоки.

- Шина подается на ножницы, мы их называем «челюсти», - говорит специалист. - Сначала режем на большие куски, другими ножницами на более мелкие, затем сырье поступает на конвейер, проходит через два шрёдера, дробилку и уходит на вибростол, где рассеивается на фракции 1, 3, 5 мм. Потом в крошку добавляют краситель, клей, из смесителя засыпают в форму и под прессом отправляют в печь,где при температуре +60-80 градусов она 6-8 часов запекается.

Но крошку можно не только под пресс пускать для выпуска готовых форм, она используется самостоятельно, как добавка для асфальтового покрытия, повышая износоустойчивость дорог и уровень сцепления шин с асфальтом.

- Мы проходили обучение прямо в нашем цехе, - продолжает Сергей. - Приезжали специалисты с завода-изготовителя, монтировали оборудование, учили нас, и по итогам выдали документы на профессию. Перерабатывать мы можем все шины от БелАЗов, от 55-тонных до 220-тонных. Правда, пока работаем только с шинами от «Терексов» и 130-тонников. Чтобы разрезать одну шину, уходит 2 - 3 часа, словом, за смену получается переработать две шины. Но в перспективе - переход на трёхсменный режим работы. Сейчас на стенде установлена уже 22-я шина.

В цехе лежат готовые квадратные плитки высотой 4 сантиметра и стороной в полметра раскрашенные в четыре цвета – красный, черный, зеленый и бордовый. Пройдёт немного времени, и эти плитки будут уложены на каком-нибудь стадионе или детской площадке. К слову сказать, покрытие может использоваться как на специально подготовленной поверхности, так и на просто разровненном грунте.

- Пока еще покрытие не продаем, только нарабатываем и материал, и клиентскую базу, - рассказывает начальник цеха КГШ Михаил Шальков. - В республике нет такого производства, ближайшие аналоги в Красноярске и Новокузнецке. Цена планируется от 1600 рублей за квадратный метр. Пока мы выпускаем плитки одного размера, но рассматривается вопрос о расширении ассортимента, а также осваивании бесшовной склейки на площадке. Температурный диапазон у наших покрытий большой, рассчитан на резко-континентальный климат.

В среднем с одной шины в 2,1 тонны получается порядка 60 квадратных метров покрытия, процентов 30 от изначальной массы уходит в отходы – внутренние обода, корд. К слову сказать, черногорские мастера доработали новокузнецкую линию, сделали отлавливание металлического корда более надёжным, чтобы в крошку он вообще не попадал.

Сейчас в переработку идут шины с разреза «Черногорский», но в перспективе заключение договоров с «Изыхским», «Восточно-Бейским» и «Степным». И это значит, что сотни тонн потенциального утиля, загрязняющего природу, обретут вторую жизнь, станут полезны людям, и при этом не пополнят мусорные горы.

Совсем недавно, в конце ноября, под председательством Владимира Путина в Кремле состоялось заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, где Президент России, в частности, особо отметил: «Сегодня в России накоплено около 100 миллиардов тонн бытовых и производственных отходов, которые занимают порядка четырёх миллионов гектаров. 2017 год объявлен в России Годом экологии. Понятно, что за год все проблемы в этой сфере, копившиеся десятилетиями, не решить. Однако создать механизм их решения и начать продвигаться к поставленным целям не только возможно, но и крайне необходимо. В первую очередь нужно разобраться с накопленными отходами, ликвидировать наиболее крупные залежи мусора, которые в прямом смысле слова отравляют людям жизнь. И конечно, нужно создать экономические стимулы для вовлечения отходов в производственный оборот, добиться того, чтобы перерабатывать отходы было выгодней, чем сжигать или закапывать, или где-то просто сваливать. И в целом считаю важным предпринимать все меры для сохранения природы, и лучше там, где она сохранилась ещё в первозданном виде, или возвращать её в первозданный вид для будущих поколений, защищать редкие виды животных, уникальные природные объекты. Предлагаю сегодня рассмотреть практические шаги по всем этим направлениям».

Но пока на уровне правительства страны, профильных ведомств составляются программы, пишутся проекты, черногорские угольщики на деле реализуют программу по сбережению природы, обеспечению экологической безопасности. Впрочем, недаром же СУЭК не единожды была награждена за достижения в сфере сбережения природы, в том числе дипломом Совета Госдумы Федерального собрания РФ «За экологизацию производства в Российской Федерации».

Валентина СОСНОВСКАЯ, фото автора. «ЧР» №102 от 13 декабря 2016 г.