Хара кизилер могут помочь, а могут навредить

Дата публикации: 28.11.2016 - 11:19
Просмотров - 967

И еще три легенды о примечательных местах Хакасии

У нас радость – школа №13 победила в республиканском конкурсе «Школьные путешествия»! Подарок замечательный - сертификат на экскурсионное обслуживание детской поездки по Хакасии.

И вот 5 ноября лучшие ученики из разных классов и учителя отправились в увлекательное путешествие по заповедным местам своей малой Родины, посетили музей под открытым небом «Казановка».

Погода встретила нас холодным пронзительным ветром, но, несмотря на это, вместе с экскурсоводами мы отправились на горные склоны. Именно с ними связанно много легенд и приданий, о которых мы узнали и хотим рассказать.

В «Казановке» известны четыре тропы духов, есть даже пользующееся дурной славой место, называемое Турачах (домик). По представлениям местных жителей, Турачах – жилище горных духов. Скалы здесь, согласно легендам и сказаниям, раздвигаются, выпуская горных духов, и сдвигаются, когда духи возвращаются домой. Если в этот момент рядом с Турачах окажется обычный человек, его может затянуть вглубь скалы. До сих пор здесь ходят слухи о пропадающих время от времени людях.

Изображения братьев горного духа хара кизилер (черных людей) мы увидели в виде петроглифов на писанице Хазын Хыр. Высечены они в виде человеческих фигур с птичьими ногами, ростом высоки. По преданиям, братья имеют довольно непредсказуемый характер. В зависимости от настроения, хара кизилер могут и навредить, и помочь. По поверьям, они являются людям чаще всего на закате, с западной стороны. Столкнуться с ними можно на охоте в тайге. Если человек им понравится, то «черные люди» и зверя под выстрел выгонят, и тропу заблудившемуся подскажут. Если нет – погубят. Также на сколах нашли петроглифы косули, волка и лося.

Экскурсовод рассказал старинную хакасскую легенду. В одном селении жил лось, он оберегал село, люди здесь жили богато: молоко лилось рекой, хлеб, мясо в достатке. Решили соседи из зависти украсть лося, однако тот вырвался и хотел вернуться домой. Но встретился с волком - три года они сражались в схватке. Лось почти победил, но волк вывернулся и нанес лосю смертельную рану. От боли лось стонал, и слёзы его образовали озеро Баланкуль. И теперь, по преданию, когда эти мудрые животные подвергались нападению голодных волков, озеро закрывало лосей своими объятиями, тем самым спасая их от смерти.

Основные водные ресурсы музея-заповедника – это река: Аскиз (на юго-западе) и его притоки – Бейка (на северо-востоке), Сир (на северо-западе). Несмотря на то, что на дворе ноябрь, она продолжает своё движение. Из рассказа экскурсовода мы узнали, что в ней водятся сибирская минога, пескарь, сибирский хариус, гольян, бычок. Чуть реже, но все же пока встречаются налим, таймень, ленок.

А еще познакомились с легендой о хребте Читы Хыс (буквально: «семь девушек»), что в Аскизском районе.

Давным-давно жила семь сестер, семь дев-богатырш. Шестеро из них были сильными и уверенными, а одна — робкой и не такой мощной, как другие. Они были удачливыми охотницами и воительницами. И однажды загордились от своих успехов: на охоте стали убивать больше зверя, чем могли унести, демонстрируя свою ловкость. Перестали приносить жертву хозяину места. И горный дух решил их наказать.

Пришел страшный голод. Девушки тоже голодали вместе со своим народом и даже тайно договорились съесть младшую сестру. Она случайно узнала об их планах и убежала. Спасаясь от погони, кинулась от отчаяния в воды реки, которая с тех пор стала называться Ас-Хыс («голодная дева»).

Девушка поведала о своих горестях духу вод. Он был возмущен коварностью ее сестер и решил их наказать. Наступило ужасное наводнение. Уровень воды почти сровнялся с горами, а она все прибывала. Народ готовился к смерти. В последний момент сестры осознали, что были неправы и что их поведение приведет к гибели людей. Они встали на пути у прибывающих вод, взявшись за руки. За время передышки люди построили медный плот, на котором спаслись. А когда вода ушла, плот оказался на вершине незнакомой горы. И люди увидели, что это не гора, а плечо одной из девушек. Преграждая путь волнам, сестры от напряжения окаменели, образовав горный хребет.

…Мы побывали и в том месте, где стоит одинокий гранитный памятник Ах-Тас (белый камень). Тысячелетиями он являлся местом поклонения, своеобразным культурным центром. С ним связано множество обрядов и легенд, и одно из главных назначений этого камня, установленного в долине около четырех тысяч лет назад, – помогать людям. Ах-Тас называют целебным камнем. Последние полторы тысячи лет этот камень использовался местным населением для лечения различных болезней. «Лечит» Ах-Тас от отеков, нарушений сердечной деятельности, болезней крови. Ученые не исключают, что целебная сила камня объясняется замеченной здесь геомагнитной аномалией. Познакомились с существующей легендой о появлении этого камня.

Старуха (Иней) и старик (Апсах) привели в счастливую долину свой народ – остановились, огляделись: место им понравилось. Решили жить здесь, но Иней сказала, что аал нужно ставить направо от горы Аар-таг, а Апсаху больше приглянулась левая сторона. Долго они спорили – подрались. Иней победила. В гневе она так толкнула старика, что тот перелетел через реку и упал на вершину горы Аар-таг. От обиды обернулся старик в камень. Его и сейчас можно увидеть – на вершине горы возвышается каменная скала (она так и называется Апсах-тас - Каменный старик), силуэт которой удивительно напоминает обиженного старика.

Иней очень переживала обиду мужа – отошла чуть в сторонку, присела... и тоже обратилась в камень.

Народ Иней и Апсаха, уважая волю старших, расселился по всей местности, а в память о трагическом событии установил на месте раздора белый камень. Удивительного в этой истории много, но самое интересное, пожалуй, то, что три памятника Апсах-тас, Ах-тас и Иней тас являются, с небольшой долей погрешности, вершинами равностороннего треугольника.

…Свою экскурсию мы заканчивали на территории, где построены макеты хакасских деревянных юрт и других типов жилищ хакасов.

Юрта – это дом, жилище, убежище, крепость семьи. Мы не только познакомились с внешними особенностями юрт, но и смогли зайти внутрь юрты и познакомиться с особенностями расположения предметов в ней, где всё упорядоченно у каждого предмета, вещи, человека имелось свое определенное место. Для нас стало интересным, что юрта разделялась на мужскую половину - это слева от входа на южной стороне, а женская половина находилась справа от входа, на северной стороне. Нельзя, чтобы предметы женской половины находились на мужской, и наоборот. Двери юрты всегда были ориентированы на восток, к восходу солнца. Хакасы почитали солнце и считали его одним из божеств. У дверей обязателен был нему, к порогу также относились с уважением. Познакомились с запретами, которые нужно было выполнять гостям юрты: нельзя здороваться через порог; войдя, надо снять головной убор и затем только подать руку для приветствия; если входивший спотыкался о порог, он должен был вернуться назад и перешагнуть порог заново; нельзя было сильно хлопать дверью – жизнь будет суровой; наступать на порог, сидеть на нем, стоять в дверном проеме – к беде; нельзя было стоять в дверях, держась двумя руками за верхние косяки, – может помутиться разум.

И, конечно, центром юрты был очаг, как аналог центра мира, семьи, рода. Это место обитания хранительницы домашнего уюта, благосостояния, здоровья, тепла, покровительницы женщин От Иней. Огонь нельзя было держать «голодным», бросать в него мусор, плевать на него, наступать на золу. Это было чревато бедствиями и болезнями.

Наша экскурсия закончилась, но, несмотря на холодную погоду, у каждого в душе осталась частичка тёплого огонька от заботы и любви тех людей, которые восстанавливают историю нашего коренного народа. Теперь, зная свое прошлое, будущее кажется нам таким же прекрасным и озаренным солнцем, как степи, горы, леса и реки этого удивительного места.

Любовь НИКИТИНА, учитель географии

Новости по теме: