Николай Агафонов: «Я плачу и смеюсь вместе с героями моих рассказов»

Дата публикации: 09.11.2016 - 15:52
Просмотров - 830

alt

Николай Агафонов – член Союза писателей России, лауреат Всероссийских литературных премий «Хрустальная роза Виктора Розова» (2005), «Святого благоверного князя Александра Невского» (2007), лауреат Патриаршей литературной премии им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (2014).

Автор нескольких сборников рассказов («Преодоление земного притяжения», «Неприкаянное юродство простых историй», «Дорога домой» и др.), исторических романов («Иоанн Дамаскин», «Жены-мироносицы»), сценария фильма «Щенок» (2009, режиссёр-постановщик Мария Евстафьева).

Родился в 1955 г. в семье инженера. После службы в армии поступил в Московскую Духовную семинарию. По окончании Санкт-Петербургской Духовной академии Священным Синодом был назначен ректором Саратовской Духовной семинарии.

В этом году в 12-й раз национальная библиотека им. Н.Г. Доможакова при поддержке Министерства культуры Хакасии провела читательскую акцию «Литературная осень в Хакасии: встречи в библиотеке». И ее главным событием стала встреча с известным православным писателем Николаем Агафоновым из Самары.

Батюшка вошел в конференц-зал и словно наполнил его своей энергетикой. Словами трудно передать, насколько простым и душевным было его общение со слушателями – он умел держать внимание - живой колоритный язык, и сам он - эмоциональный, открытый. За час, отведенный на встречу, успел рассказать о себе и прочитать один из небольших рассказов. Время пролетело очень уж быстро. Впрочем, рассказал он только то, как и почему начал писать, вспомнив забавные случаи из детства.

О своих заслугах скромно умолчал. Например, о том, как в конце 1990-х возглавляя миссионерский отдел Волгоградской епархии, разработал идею «Храм приходит к людям» и воплотил ее в жизнь, построив с соратниками две плавучие церкви, которые ходят по реке Дон. Первой была «Святитель Иннокентий».

Вот как он пишет об этом в воспоминаниях:

«В воскресенье 7 июня 1998 года жителям поселка Нариман, что стоит на берегу Волго-Донского канала, почудился колокольный звон.

- Ты слышала колокольный звон? – осведомилась одна женщина у своей соседки.

- Вроде слышала. Наверное, радио у кого-то громко включено, ведь сегодня праздник Святой Троицы.

Действительно, откуда еще мог слышаться колокольный звон в поселке, где никогда не было храма, да и сам поселок возник в 50-е годы, во время строительства Волго-Донского канала? Конец мая и начало июня в том году выдались необыкновенно жаркими даже для этих мест.

Пять жительниц села договорились пойти с утра купаться. Шли привычной тропинкой на пляж бывшего пионерлагеря. Тропинка вывела их к высоким камышам, а уж за камышами узкая полоска песка обрамляла берег канала с удобным местом для купания. Женщины уже хотели по тропинке обогнуть камыш, но то, что они увидели, было до того невероятно, что они, растерявшись, остановились в удивлении, воззрившись на серебряный купол с позолоченным восьмиконечным крестом, возвышавшимся над камышами. До их слуха донеслось церковное пение. Сознание женщин отказывалось воспринимать действительность. Еще вчера за камышами находилась только вода. Как там сейчас может быть храм?

…Идея построить плавучую церковь зародилась после того, как меня в 1997 году архиепископ Волгоградский и Камышинский Герман назначил заведовать миссионерским отделом епархии. Несомненным являлось одно: главным направлением миссионерской работы должно быть воцерковление людей, долгие годы искусственно оторванных от Матери-Церкви. Бога наш народ в своей душе еще не потерял, а вот Церковь в большинстве своем потерял - жестокая политика расказачивания в первую очередь ударила по Церкви. Были разрушены храмы почти во всех станицах донской земли.

Воцерковление без храмов - дело немыслимое, а строительство новых ввиду обнищания людей - дело такое же маловероятное даже в перспективе ближайшего десятилетия. «Вот если б сам храм мог прийти к людям», - подумал я. Большинство сельских населенных пунктов Волгоградской области находятся вблизи берегов Волги и Дона, так и возникла идея строительства плавучего храма».

Но задумать строительство – одно дело, другое – его воплотить. Об этом можно написать целую повесть. Однако, если человек идет к цели, он непременно ее достигает.

За миссионерскую деятельность Николай Агафонов в 1999 году был награжден орденом Святителя Иннокентия III степени.

Второе большое увлечение отца Николая – литература.

- Если бы меня спросили, почему я пишу художественные рассказы, я бы ответил: потому что не могу не писать. Сколько себя помню - всегда что-нибудь писал и сочинял. Естественно, все написанное предназначалось для домашних и узкого круга друзей как некое развлечение.

Выходом сборника моих рассказов на широкий суд читателей я обязан двум людям. Прежде всего нашему Владыке - архиепископу Сергию, который, прочитав мои рассказы в рукописях, просто сказал: «Отец Николай, тебе надо печататься».

Коллеги по цеху считают, что проза отца Николая - больше житейские были, это в первую очередь свидетельство эпохи. Правдивое, искреннее и вместе с тем обладающее именно тем иным взглядом «из алтаря», который могут иметь только священнослужители.

Признаюсь, встреча с отцом Николаем стала для меня открытием. Фильм «Щенок» я видела (но часто ли мы обращаем внимание на имя сценариста), а рассказов не читала вовсе. После встречи разыскала в интернете произведения автора и ушла в чтение с головой, получив настоящее удовольствие.

«Я плачу и смеюсь вместе с героями моих рассказов, - сказал батюшка на встрече. - Это мои переживания заставляют меня взглянуть по-новому на свою собственную жизнь, дать ей оценку той Правды, которая превыше всех человеческих умствований. И в свете этой оценки изменить свою жизнь. Это, пожалуй, является главным стимулом моего творчества».

Познакомиться с творчеством Николая Агафонова можно на сайте https://azbyka.ru/fiction/1/agafonov/

Марина ИЛЬИНА, фото автора. "ЧР" №90 от 1 ноября 2016 г.

Новости по теме: