Памятник бирмачам

Дата публикации: 25.10.2016 - 06:01
Просмотров - 2140

alt

Во время Великой Отечественной войны, с июня 1942 года по июль 1946 года, в Черногорске базировалась Бирмская военно-авиационная школа пилотов, которая была переведена с Дальнего Востока.

Сформированная 1-го мая 1940 года майором Николаем Федоровичем Пушкаревым на станции Бирма Дальневосточной железной дороги успела сделать только один выпуск летчиков. Срок обучения пилотов 6-9 месяцев, налет на одного курсанта – 35-55 часов. Подготовка пилотов велась на самолетах УТ-2, УТИ-4, И-16. Начавшаяся война с Германией заставила руководство перебазировать школу вглубь Сибири. Вначале местом пребывания был выбран Ленинск-Кузнецкий, но из-за плохих метеоусловий школа была переведена в Хакасию.

За годы работы она подготовила для ВВС 1215 летчиков-истребителей. Командующие фронтами отметили высокое качество подготовки летчиков. В боях за Родину летчики из Черногорска показали образцы высокого воинского мастерства и героизма. За годы войны 5 выпускников школы получили звание «Герой Советского Союза». Это Борис Миронович Ривкин, Владимир Петрович Некрасов, Виктор Иванович Богданов, Савелий Васильевич Носов, Кирилл Алексеевич Евстигнеев стал дважды Героем Советского Союза. Закончил войну в звании майора. На его счету 47 сбитых фашистских самолетов.

Летчики-инструкторы школы направлялись на фронт на боевые стажировки для изучения новых тактик боевых действий для истребителей. Два выпускника школы получили звание Героя Советского Союза в мирное время. Это Иван Федорович Сорокин, ставший после войны летчиком-испытателем Новосибирского авиазавода. А также Степан Иванович Науменко - за участие в корейской войне (он сбил 5 американских самолетов). После расформирования школы уволившиеся в запас остались жить в Хакасии.

Идея установки памятника школе в Черногорске накануне сорокалетия со дня Победы принадлежала начальнику коммунального хозяйства шахтеров Котляру. Возник вопрос, где взять военный самолет для установки на пьедестал. Начались поиски. Администрация города обратилась к руководству Барнаульского высшего авиационного училища летчиков, созданного в 1966 году в Алтайском крае. На запрос черногорцев был дан ответ, что есть возможность отдать учебно-тренировочный самолет L-29, отработавший свой летный ресурс, только без реактивного двигателя. В ответ горожане должны отдать училищу цветной металл объемом с грузовик. На этом и порешили.

А теперь немного истории об этой модели самолета. Разработка L-29 под названием «Дельфин» была осуществлена чехословацкими авиаконструкторами. Первый полет самолет совершил в 1959 году. В 1961 году по решению советского правительства из политических соображений он был выбран основным учебно-тренировочным самолетом стран участниц Организации Варшавского договора. Это решение было несправедливым, L-29 проигрывал нашему учебно-тренировочному самолету ЯК-30 - был тяжелее на 765 кг, имел на 30% меньшую тяговооруженность, на 33% - меньшую дальность и меньшую скорость полета. L-29 серийно производился в 1963-1973 годах, всего построено 3665 машин.

Самый массовый в мире реактивный учебно-тренировочный самолет «Дельфин» состоял на вооружении 19-ти стран мира (СССР, ЧССР, Афганистан, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Гана, Гвинея, Египет, Индонезия, Ирак, Йемен, КНР, Мали, Румыния, Сирия, Уганда, Болгария и Нигерия). Самолету пришлось участвовать в ряде локальных конфликтов: в гражданской войне в Нигерии (1967-1970 гг.), в войне судного дня (1973 г.), в Каратахской войне (1992-1994 гг.). Некоторые L-29 и сегодня находятся в летном состоянии. Впоследствии L-29 «Дельфин» был заменен более современным также чехословацким учебно-тренировочным реактивным самолетом L-39 «Альбатрос».

Сегодня на смену этому самолету пришел отечественный СР-10 («самолет реактивный») с крылом обратной стреловидности. Взлетный вес – 2,7 тонны, максимальная скорость – 900 км/час, дальность - 1500 км. После получения первых навыков пилотирования курсанты переводились на учебно-боевой ЯК-130.

В 1985 году на бывшей Первомайской площади (а теперь в сквере) по улице Бограда был установлен самолет L-29, рвущийся в небо, автором проекта установки является Юрий Бахтин, бывший инженер-конструктор проектного бюро треста «Красноярскуголь». Монтаж вели работники «Сибтехмонтажа». У основания памятника установлена мраморная плита с фамилиями курсантов и летчиков-инструкторов Бирмской школы пилотов, погибших в авиакатастрофах во время учебных полетов (их было 24 человека) с надписью «ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ПАВШИМ».

В городском музее имеется карта, на которой помечены места гибели летчиков-инструкторов и курсантов. За состояние памятника и могил на кладбище ответственность взяли студенты горно-строительного техникума.

Валерий ЧУБРИКОВ,

Краевед, «ЧР» № 88 от 25 октября 2016г.

Новости по теме: