ФАС заявляет: Ксения Лебедева: «Между фармацевтическими компаниями – сговор»

Дата публикации: 25.10.2016 - 05:59
Просмотров - 883

alt

Руководитель Хакасского управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Ксения Лебедева приняла участие в «Неделе конкуренции в России» - мероприятии международного ранга, приуроченном к 25-летию образования территориальных органов антимонопольной службы страны. Вопросы нашего корреспондента – о том, что обсуждали в Подмосковье антимонопольщики страны и зарубежья.

- В первую очередь, не остались незамеченными проблемы с обеспечением лекарствами. Мы сошлись во мнении, что существует сговор между фармацевтическими компаниями, которые работают на территории России.

- Сговор в отношении цен?

- Да. К примеру, один и тот же препарат, изготовленный одними и теми же производителями, в разные регионы поставляется по разной цене. Видим, что есть признаки сговора между компаниями. Пока работа – на этапе рассмотрения действий на торгах, планируем проверки, контрольные мероприятия для того, чтобы оценить, всё ли в действиях производителей лекарств законно.

- Чего можете добиться, какую ставите цель?

- Надеемся, наведём порядок на рынке фармацевтических препаратов, и цены, которые устанавливают производители, будут обоснованными, не завышенными. Благодаря этому, можно будет сэкономить и бюджетные средства при закупках лекарств. Ведь, как правило, когда в процесс вмешивается антимонопольная служба, либо если в ходе закупок появляется конкурент, цена снижается процентов на 15 – 20.

Существует и проблема, которую обозначил руководитель ФАС России И. Артемьев. Речь о рынке семян для сельхозпроизводителей, в связи с их продажей по завышенной стоимости. ФАС усмотрела и в данном случае признаки нарушения антимонопольного законодательства. Понятно, что семенной материал нужно хранить, создавать для этого определённые условия, это требует затрат. Тем не менее, считаем, что цена, по которой семена реализуются фермерам, достаточно высокая. Она не должна быть такой, чтобы в итоге конечная продукция стала дешевле.

- К слову, о продуктах. Насколько известно, вы пристально следите, не взлетят ли, нежданно-негаданно и одномоментно, цены на спички, гречку, соль или ещё на что-нибудь.

- Действительно, постановлением правительства определены группы продуктов, за стоимостью которых мы следим. Интересуют ценники на мясо, гречку, хлеб, молоко. И когда, как вы говорите, нежданно-негаданно переписывают цены, как было не так давно с гречкой, на наш взгляд, это злоупотребление торговых сетей и посредников. Когда разбирались по поводу цен на гречневую крупу, увидели, что товар перепродавался посредниками до семи раз. Естественно, каждый перекупщик накручивал цену.

Так что, считаем, это проблема торговых сетей, и следим за тем, чтобы «продуктовых авралов» не случалось.

- На слуху - поправки в закон о торговле, предприниматели опасаются, чтоб не было хуже…

- На мой взгляд, поправки в пользу потребителя – в частности, о пятипроцентном, вместо десятипроцентного, размера вознаграждений, которые торговая сеть может выплачивать поставщику. Кроме того, раньше у представителей гипермаркетов была возможность брать плату за «иные работы и услуги», к примеру, за продвижение брэнда, за рекламу, за то, чтобы положить товар на самую удобную для покупателей полку. Теперь таких норм в законе нет, подобные вещи наказуемы, об этом, в том числе, шла речь в рамках «Недели конкуренции».

- Замечаете, что на полках магазинов появляются местные продукты?

- Конечно. А что касается гречки, именно мы способствовали тому, чтобы она была доступна местному населению. Наша гречка вкуснее, она составляет конкуренцию привозным партиям крупы и по цене.

- На «Неделе конкуренции», как стало ясно из телевизионных сюжетов, присутствовали иностранцы. Зачем?

- Действительно, состоялись переговоры, «Круглые столы» с представителями Австрии, Италии, Болгарии, Бразилии, ЮАР. Говорили об антимонопольной практике не только в масштабах России, а всего мира. Обсуждали проблемы рынка лекарственного обеспечения, шли дискуссии о способах доказывания антиконкурентных соглашений. Разбирали мировой антимонопольный опыт. С некоторыми странами у нас заключены соглашения о сотрудничестве в нашей сфере. Коллеги рассказывали, как они работают в своих странах, высоко оценивали антимонопольное законодательство, принятое в России.

- Когда только-только образовался антимонопольный комитет, в России торговали и обогащались без особых правил и «условностей». Что за 25 лет работы вашей службы изменилось?

- Действительно, четверть века назад никаких норм и правил поведения в сфере защиты конкуренции не было. Знаете, никогда не забуду слова первого руководителя нашего территориального управления Светланы Артёмовны Цыпышевой. Она рассказывала, что, когда её назначили, не было ни одного специалиста, были приняты пять человек, учились все вместе.

За 25 лет сделано очень много. Имеем закон о защите конкуренции, которого не было в начале 90-х, есть четыре пакета поправок в антимонопольный закон, принят новый закон о госзакупках, который кардинально поменял общие принципы, подход к закупкам, проводимым государством.

Имеем законодательную базу о распределении земельных участков, иных государственных ресурсов и средств.

По сути, страна перешла от одной экономики к совершенно другой, у нас есть понимание, что происходит, можем влиять на многие процессы.

Хакасское управление ФАС в рейтингах занимает 20 место среди территориальных антимонопольных органов, мы вместе с коллегами гигантскими шагами прошли непростой путь и сегодня готовы успевать за современными процессами.

арина КРЕМЛЯКОВА, «ЧР» № 88 от 25 октября 2016г.

Новости по теме: