Чтобы помнили. В Черногорске увековечили память лётчиков, погибших во время войны

Дата публикации: 18.10.2016 - 06:51
Просмотров - 1077

alt

В прошлую пятницу возле больницы №1, что на Девятом поселке, а также на территории школы №9 было людно. Школьники, представители городского управления образованием, а также обычные прохожие стали свидетелями того, как в нашем городе появились еще два особых места памяти – здесь установили памятные знаки летчикам Бирмской военно-авиационной школы пилотов, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Здесь было

20 катастроф

Инициаторами идеи стали энтузиасты из Красноярска - команда, состоящая из нескольких организаций. Ее «голова» - это два человека - Вячеслав Филиппов и Вахтанг Модебадзе.

Первый представляет поисковый отряд военно-инженерного института СФУ "Трасса", второй - поисковый отряд "Сибирская дивизия". Их дружба началась давно, причем с общего интереса – к истории. Сегодня вместе трудятся в краевом проекте, он называется «Аляска-Сибирь – 2015-2016 гг.».

В его-то рамках активисты и увековечивают память военных летчиков, погибших в тылу. Начинали с расследования авиакатастроф на легендарной воздушной трассе Алсиб - по ней в годы Великой Отечественной войны из США в нашу страну перегнали более восьми тысяч американских боевых самолётов. В местах крушений на территории Красноярского края они уже установили 15 знаков.

Про ювелирную посадку

и сместившееся русло

На их счету много успешно завершенных серьезных операций. Например, в этом году вместе с Русским географическим обществом и властями Таймыра приложили силы для того, чтобы вывезти с полуострова севший на болота самолет – в годы войны во время одного из перелетов у него отказал двигатель. Пилот совершил посадку ювелирно – уцелели все пассажиры, в сохранности осталась и машина. Но счастливым конец был лишь отчасти: пилот, бортмеханик и бортрадист ушли за помощью и пропали без вести.

А 26 человек, в том числе шестерых женщин и троих ребятишек, все-таки спасли. Почти через три недели.

Вот другой пример их непростой работы. Энтузиасты узнали, что в годы войны в реку Енисей упал самолет. Ныряли-ныряли в указанном старыми картами месте – нет крылатой машины. В итоге поняли, что после того, как появилась Красноярская ГЭС, русло реки очень сильно изменило свое положение. Начали стыковать карты разных лет и выяснили, что в 1943 году там, где упал самолет, была вода, а сейчас это площадка комбайнового завода. Смысла искать нет – летчики давно погребены под огромным количеством земли, на которой стоят постройки. Но отрицательный результат – тоже результат. Найти людей уже не получится, но установить им памятный знак поблизости это не помешало.

Ценой своей

жизни

Теперь очередь дошла и до курсантов и инструкторов Бирмской авиационной школы. За годы войны здесь произошло 20 авиакатастроф. Погибли 6 инструкторов, 18 курсантов и два летчика, которые собирались уходить на фронт.

Так, история памятного знака, расположившегося возле больницы №1, следующая. Согласно документам в том районе был аэродром Бирмской школы пилотов. 6 октября 1944 года там произошла авиакатастрофа. Летчик-инструктор Владимир Шавырин и курсант Закирьян Файзулин взмыли ввысь на учебно-тренировочном истребителе УТИ-4, у которого в воздухе отказал мотор. Летчикам нужно было садиться немедленно, но под ними был город, мирные жители... Они попытались развернуть самолет в сторону аэродрома. Но из-за этого окончательно потеряли скорость и рухнули. Они погибли не в воздушном бою с немцами, но ценой своей жизни предотвратили гибель обычных горожан. А это достойно памяти.

ЯК-9 курсанта Алексея Метлашевского в сентябре 1944-го загорелся и распался в воздухе из-за трещины в бензоманометре. В память о нем во дворе девятой школы также установили знак памяти. Помимо вышеупомянутых, знаки установили в деревне Чапаево и в районе горы Куня (Усть-Абаканский район).

- Почему звезда? – спрашиваю у Вячеслава Филиппова, глядя на необычную форму памятного знака.

- Звезда – это олицетворение самолета, который летит. Для нас эти люди не разбились, не упали. Для нас они до сих пор в своей стихии, в небе, - отвечает он. - Хотели, чтобы знак выглядел скромно, но со вкусом. Задумка была моя, на бумагу ее перенесла дочь друга, она профессиональный художник, в жизнь воплотили мастера. На доске мы обязательно изображаем самолет, на котором погибли летчики. Это история, ее должны знать.

Стать летчиком за две недели

Пару недель назад Вячеслав Филиппов вместе со своей командой уже приезжал к нам. В школе №7, где в годы ВОВ и располагалась Бирмская военно-авиационная школа пилотов, рассказывал о себе и своих целях, после - обследовал места крушения самолетов.

…В мирное время срок обучения составлял два года, в войну эти сроки были сокращены сначала до года, потом до полугода. Зачастую фронтовые летчики переучивались управлять новыми типами самолетов вовсе за две недели. Освоить программу так быстро – задача почти непосильная. Это послужило одной из причин того, что за несколько лет в небе над нашим городом произошло столько авиакатастроф. Второй причиной называют сложные метеорологические условия - летчики попадали в снегопад, туман, грозы.

- Если катастрофа произошла в период с октября и по март, это значит, что останки экипажа находили не сразу – погода не позволяла, - подчеркивает Вячеслав Викторович. - На поиски уходило по 2-3 месяца. После нужно было похоронить людей, это делалось тут же, в лесах, причем наспех – ямы выкапывали глубиной максимум полметра. Это грозило тем, что останки мог найти и раскидать медведь – мы уже не раз сталкивались с такими свидетельскими показаниями. Озвучу страшный факт: в одной из деревень под Красноярском местные жители хоронили экипаж трижды - раскапывал медведь. Пока его не убили.

«Кто их вспомнит? Давайте, мы…»

Оттого каждый раз задачу перед собой активисты ставят следующую: не просто найти места гибели самолетов, а, во-первых, подтвердить принадлежность самолета определённому подразделению и, во-вторых, отыскать останки экипажа. Если их нет, убедиться, что они были захоронены по всем правилам. Ведь главная цель – увековечить память. Именно сейчас этому стали придавать все большее значение: к примеру, народ всколыхнуло движение «Бессмертный полк». Многие с головой окунулись в историю своих семей, заинтересовались жизнью бабушек и дедушек. Красноярские энтузиасты предлагают идти дальше и знакомиться с судьбами совершенно чужих людей, которым мы, тем не менее, обязаны тем же мирным небом над головой.

- У меня на войне никто не погиб, но я занимаюсь этим делом, - подчеркнул тогда на встрече со школьниками Вячеслав Викторович. - А те, у кого кто-то погиб, зачастую забывают о своем долге. Не нужно так делать. Только представьте, большая часть молодых ребят, сражавшихся за Победу, даже жениться не успела. Их родители умерли, а вместе с ними умерла и память. Кто вспомнит этих мальчишек? Давайте, мы.

Пойди туда, не знаю куда

А еще активисты предлагают не просто вспомнить тех, кто погиб, но и присоединиться к поискам. Потому что зачастую они протекают сложно. Катастрофы, произошедшие в тылу, практически не учтены в официальных документах «Мемориала» - крупнейшей базе данных, содержащей почти 17 миллионов цифровых копий документов о безвозвратных потерях и 20 миллионов именных записей о потерях Красной Армии в Великой Отечественной войне.

- В старых документах мы часто видим строчку: «останки пилота захоронены на месте аварии». Координаты аварии даны размыто. Например, «в четырех километрах северо-западнее ст. Зеледеево в 400 метрах севернее километрового знака 685, около ж.д. блокпоста «Провал». Как в этом разобраться? Помогают люди, - рассказывает Вячеслав Филиппов.

В нашем городе гости из Красноярска хотят найти таких очевидцев тех давних событий. Ощутимо помогли бы старые документы, где каким-то образом упоминаются места авиакатастроф в годы войны, фотографии, словом, любые свидетельства. Нынешняя зима станет временем, которое активисты отведут на сбор информации, весной начнутся новые экспедиции, они наверняка завершатся установкой новых знаков памяти.

Вера ДАНИЛЕНКО, «ЧР» № 86 от 18 октября 2016г.

Новости по теме: