Ну все, народ, табаним...

Дата публикации: 10.09.2013 - 06:35
Автор:
Просмотров - 996

alt

- Все просто, берете этот штырек, вставляете в петлю, заворачиваете и заматываете скотчем. Много не надо, витка два хватит.

- И это все? – несколько человек с недоверием и недоумением смотрят на инструктора по сплаву Владимира Небылицу, который показывает, как собрать катамаран. Большинство из нас – опытные туристы, но даже нам монтаж плавсредства кажется чересчур экстремальным. «Ага, тачка, веревочкой связанная!» - звучит чей-то ехидный, негромкий голос, однако в котором чувствуется подлинное волнение. Ведь не по мелкой степной речушке предстоит идти три дня, а по Енисею! Тут же хлипкая, на первый взгляд, конструкция, смотанная скотчем, багажный отсек – попросту положенная на раму фанера, из всех страховочных средств – лишь спасжилет да: «Ой, мама!».

Но была ни была. Вскоре катамараны собраны, спущены на воду, и несмотря на нервные смешки и опасливые взгляды, отказников нет – сплавиться хотят все. Первые минуты царит небольшой хаос, далеко не всем подчиняются весла, а как управлять надутой гондолой и вовсе тайна за семью печатями!

alt

Впрочем, через некоторое время приходит понимание, что нужно сделать, чтобы катамаран стал повиноваться нашим неопытным рукам, и начинается самый интересный этап – когда весло в воду опускается лишь для корректировки курса, а все остальное время можно беззастенчиво рас-сматривать берега реки, пролетающих над нами птиц, да, как выяснилось в итоге, бесполезно вглядываться в воду в поисках рыбы.

Собственно, осмотр состояния берегов и самой реки и есть главная цель нашего сплава. Уже много лет компания РУСАЛ организовывает и проводит «Журналистский дозор», задача исключительно экологическая – посмотреть и оценить состояние различных участков республики, будь то озера, реки, леса или степи. Результатом подобных экспедиций являются статьи и телерепортажи, рассказывающие об эффективности или напротив недостаточности природоохранной деятельности. Ну а попутно мы не раз устраивали импровизированные субботники, убирая наиболее загрязненные участки по берегам озер.

Главное же в таких акциях – привлечь внимание и властей, и общества к проблемам экологии. Для этого нас, как правило, сопровождают специалисты заповедников «Хакасский» и «Саяно-Шушенский», ведь именно они могут, не увлекаясь эмоциями, взвешенно оценить и рассказать о состоянии окружающей среды на том или ином участке, об изменениях, которые произошли в течение последних лет.

Но вернусь к сплаву. Он продолжается уже не первый час, настроение, несмотря на постоянно моросящий дождь и холодную воду в Енисее, отличное! Еще бы – оказывается, наша хлипкая конструкция не такая уж и хлипкая, ведет себя даже на перекатах вполне послушно и смирно, аккуратно неся на своей спине и гребцов, и рюкзаки. Мимо проплывают деревни и перелески, вовсю летают птицы.

Честное слово, это какой-то орнитологический рай – коршуны и соколы, грачи и стрижи, чайки и утки вовсю резвятся в небе и по берегам. Удалось даже увидеть скопу и беркута! Единственная претензия к этим грациозным созданиям – излишняя застенчивость. Все свои пируэты они выписывали на значительном отдалении от нас, глаз был еще в состоянии оценить прелестную расцветку подкрыльев и хвостов, а вот фотоаппарат уже не брал кадр, либо нерезко, либо просто далекая точка на кадре.

Зато мы убедились, что с летающей фауной на Енисее дела обстоят неплохо, равно как и флора не вызывала особых претензий. Конечно, проходили мы и мимо грустных погореликов, где рядами стояли засохшие сосенки, но основная часть путешествия протекала среди буйно заросших зеленью берегов. Да и грибов, как оказалось, в перелесках столько, что лишь успевай наполнять тару. Наши заядлые грибники буквально за несколько минут набрали приличные ведерки груздей и маслят.

alt

А вот что не задалось – так это рыбалка. Так уж случилось, что именно на нашем катамаране (самом лучшем! Пусть не обижаются другие команды) собрались рыбаки. С удочками были все, за исключением меня. Рассказов о чудесных рыбацких удачах я наслушалась вдоволь. Заодно пополнив багаж знаний тонкостями о том, какими прикормки бывают: картофельными, свекольными, капустными и далее по списку.

Мушки сверкают всеми цветами радуги, вроде как эстетически развитая рыбка предпочитает красивые приманки. А еще – крючки верхние, крючки нижние… Эх, к этому бы еще хоть одного хариуса! Но, увы.

Как емко выразился молодой работник РУСАЛа Алексей:

- Вода в Енисее настолько чистая, что здесь даже рыба не водится!

Впрочем, этот тезис опроверг журналист саяногорского телевидения Евгений Твардовский.

- Конечно, то, что сейчас, не сравнить с прежними годами. Я начал рыбачить в пять лет, и тогда уловы были хорошие. А дед, который жил здесь еще до строительства плотины, и вовсе ловил тайменя, налима, ленка и даже осетра. Но и сейчас можно поймать хорошую рыбу, того же хариуса. Но раз на раз не приходится. Что характерно - пропал пескарь, а он, своего рода, индикатор чистоты воды.

Я склонна согласиться с Женей, что нам просто не повезло. Ведь по пути встречались десятки рыбаков, кто стоял с удочкой на берегу, кто закидывал спиннинг с лодки. Не раз встречались и браконьерские сети, в том числе и на траверзе Саяногорска. Интересно, и куда смотрят контролирующие организации?

Словом, это были сказочные три дня. Днем сплав, вечером костер и гитара. Правда, почти все время было пасмурно, и нередко шел дождь, но настроение это не испортило. Не сахарные ж мы! Зато в последнюю ночь, засидевшись почти до утра, удалось увидеть чудесное зрелище - тучи разошлись, и небо расцветилось миллионами звезд. Только в горах можно увидеть яркий Млечный путь, мерцающие в галактиках точки. И жаль было товарищей, не дождавшихся такого великолепия.

А еще очень не хотелось прощаться со сплавом, со старыми и новыми друзьями, со свежестью прекрасного Енисея, со всем тем, что наполняет душу радостью и спокойствием - никакого города, никакой суеты. В голове по кругу крутились строчки старой песни Юрия Панюшкина:

Такая ночь -

она, как самый крепкий чай:

И не уснуть,

и сердце бешено стучит.

Сегодня песнями

на песню отвечай.

И даже тот поет,

кто вроде бы молчит…

alt

ДВА ЕНИСЕЯ - ДВЕ СУДЬБЫ

Никогда не забуду, как несколько лет назад в Южной бухте Севастополя увидела изящный корпус большого корабля, со знаковой для сибиряка надписью на борту - «Енисей». Набравшись смелости и нахальства, напросилась в гости, к моему удивлению, командование пошло навстречу и устроило обстоятельную экскурсию. Некогда госпитальное судно «Енисей» было одним из самых современных, технически оснащенных. В его истории немало славных страниц, это и длительные морские и океанические переходы, и спасение людей, в том числе вывоз беженцев из Абхазии во время первой войны. И служить бы кораблю еще много лет, если б не времена развала страны, полной разрухи и наплевательского отношения к флоту.

Еще несколько лет назад положение могла исправить срочная реанимация, и «Енисей» мог бы вновь выйти на большую воду. Но чуда не случилось, и теперь покалеченное, проржавевшее судно вынуждено доживать свой век у причала. Точка невозврата пройдена.

Об этом я вспомнила год назад, когда «Журналистский дозор» отправился к верховьям Енисея. Результаты безбашенной деятельности людей бросались в глаза, били по нервам - как, ну как было можно так поступить с великолепной рекой?! Затопленные в результате строительства СШГЭС, по официальной версии, три миллиона кубометра леса, а по неофициальной, все шесть - с годами оказались на поверхности. Временами наш теплоход шел в плотном окружении топляка, тараня стволы и жалобно скрежеща бортами.

И самое печальное даже не то, что так бездарно пропало огромное древесное богатство, а то, что гниющие стволы выделяют токсические вещества, убивающие реку и ее жителей. И хотя впоследствии стали проводить очистные мероприятия, пока результат мизерен.

В этой ситуации есть лишь один светлый момент, по мнению специалистов, последний рубеж, за которым уже не будет возврата, еще не перейден. И самое главное сейчас, это недопустить фатального варианта развития событий. Думаю, в том числе и для этого несколько лет назад был учрежден День Енисея (он проводится в последнюю субботу сентября), как знаковый момент, призванный обратить внимание всего общества.

Могут возразить - да с какой такой радости, какой-то там День может изменить ситуацию в лучшую сторону. И правда, на первый взгляд, не может. Однако если всмотреться внимательнее в исторические прецеденты, то увидишь, оказывается, такая мера бывает действенной! Отличным примером может служить День шахтера. Организованный в очень сложные для угольной промышленности времена, он уже через пять лет привел к потрясающим результатам. Добыча повысилась чуть ли не в полтора раза, на предприятия стала поступать современная техника, уровень жизни шахтеров значительно вырос.

И все это сделал один лишь праздник. Конечно, не сам по себе, но просто он привлек внимание к проблеме всего общества, и различные институты начали помогать горнякам. Результат, как говорится, налицо.

Так почему же аналогичное не сможет произойти и в случае Дня Енисея? Когда проблемы природоохранной деятельности станут волновать не только специалистов, но представителей власти, бизнеса, общества в целом. Когда от разговоров перейдут к реальному решению насущных вопросов.

К сожалению, зачастую получается так, что об экологии говорят люди, далекие от самой науки, их сфера - некомпетенция, их оружие - эмоции. Ах, как красиво звучат воззвания «Не допустим убийства реки!», «Нет промышленным предприятиям на берегах!», «Даешь снос опасной плотины!» и так далее. И обыватель, не задумывающийся о последствиях реализации таких решений, если б они произошли на самом деле, воодушевленно подхватывает - конечно, не допустим, конечно, снесем! И будет в республике настоящее экологическое счастье, почти как в райских кущах - вокруг одни пасторальные березки с лугами, да мирные, безотходные барашки.

Но скажи такому радетелю природы, что он может смело забыть о вечернем диване с телевизором, потому как электроэнергия больше не вырабатывается, что он гордо может нести холодильник на помойку, так как зарплаты не увидит - предприятие-то его закрыли, что пусть вспоминает навыки пешего передвижения, так как автомобиль запрещен как средство экологической опасности, так он же взвоет - как так, почему нарушают мои права! И уже не вспомнит о том, что сам ратовал за все эти остановки, сносы, запреты.

Как говорится, большинство псевдоэкологов действует по принципу: мы за социализм, но в соседнем колхозе. Это пусть где-то там шумят электростанции, работают заводы и фабрики, а у нас будут чистота и красота. Да вот беда - где-то там тоже живут люди, и они также не желают «социализма» у себя, предпочитая видеть его у соседа. Вот такой вот замкнутый круг получается.

Однако из этого отнюдь не следует, что разорвать его невозможно. Что нужно либо обратно лезть на деревья, либо уничтожать природу до талого. Необходим поиск компромисса. Вот только здесь без экспертов не обойтись, без людей, адекватно понимающих и оценивающих ситуацию, владеющих необходимым уровнем знаний. Которые могли бы помочь и производственникам, и обществу найти разумный баланс. Понятно, что давать карт-бланш промышленникам - это тоже путь к катастрофе.

К слову сказать, эту проблему, на мой взгляд, отлично раскрыл в своей книге «Перегрузка» Артур Хейли. Почитайте, не пожалеете, и наверняка задумаетесь о том, что не все так просто, как кажется на первый взгляд.

С другой стороны, безусловно, необходимо грамотно подходить и к населению. Ведь именно отдыхающие бросают костры и устраивают лесные и степные пожары. Именно туристы превращают девственные берега водоемов в отвратительные свалки. И с этим тоже надо что-то делать.

Буквально накануне сплава мы встречались с министром по спорту и туризму Валерием Денщиковым. В доверительной беседе с журналистами был поднят вопрос - как соблюсти баланс между развитием туризма и сохранением природы. Вывод напрашивался неутешительный - только строгие меры, только наказание за нарушения.

Однако практика показывает, что одними запретами проблемы не решить, разве что отодвинуть на время, но и только. Необходимо воспитание. И здесь, на мой взгляд, особую роль должны играть всевозможные уроки экологии в школах, просветительские акции и, конечно, туристические клубы и СЮТУРы.

- Я веду пятилетнюю программу обучения туризму, - рассказывает педагог дополнительного образования саяногорской станции юного туриста «Борус» Владимир Небылица. Стоит отметить, что он водит школьные группы более трех десятков лет, то есть опыт накоплен богатейший. - Ко мне приходят ребятишки с класса пятого-шестого и до выпуска из школы. Но главным в работе я все же считаю кружки сменного состава, где даю начальную туристскую подготовку. Много времени это не занимает: теория - в которой рассказываю, что можно делать в лесу, чего нельзя, и затем небольшой поход, на два-три дня. Но даже за столь короткий срок ребята отлично впитывают знания и впоследствии ведут себя так, как нужно. Они уже не оставят непотушенный костер или не бросят мусор в лесу. И это, я считаю, главный результат в нашей работе - не просто показать горы и реки, а научить себя правильно вести.

В «Планете людей» Экзюпери писал, что «быть человеком - это и значит чувствовать, что ты за все в ответе.» В том числе и за свою планету. В морском и речном словаре есть такое слово - «табанить», значит заработать веслом назад, останавливая лодку или разворачивая ее. Так может, настало время и нам табанить, чтоб остановиться и посмотреть, куда плыть дальше?

Дед Евгения Твардовского ловил в Енисее осетра, и так хочется, что б если не сын Жени, то хотя б его внук тоже испытал это рыбацкое счастье - выловить царь-рыбу. И не последнюю, а одну из многих-многих тысяч…

Валентина СОСНОВСКАЯ, приложение август 2013 г.

Новости по теме: