Книжки не помогут, нужен запах травы

Дата публикации: 01.07.2013 - 06:58
Автор:
Просмотров - 829

alt

Казалось бы, раз родились мы в каменных джунглях, коль радуют наш глаз сооружения из стекла и бетона, то здесь нам, ценителям благоустройства и комфорта, и жить-быть. Но накапливается усталость, и возникает непреодолимая тяга туда, где воздух густой от аромата хвойного леса, или где ветер изо всех сил выгоняет из степи тишину, или где волны неутомимо стачивают вековые камни. А побудешь в первозданных местах - и возникает ощущение, что скинул с себя все хлопоты-заботы, как рубашку снял. Отчего так? Спрашиваю у директора заповедника «Хакасский» Непомнящего.

- А мы как птицы. В них ведь генетически заложена потребность преодолевать сотни километров то с севера на юг, то обратно. Просто наступает момент – и они клином пускаются в дальнее рискованное путешествие. Так и люди! Ощущают неистребимый зов природы, нас тянет к зелени, к земле. Видимо, только исконное, природное заряжает, вдохновляет, радует, дарит силу.

- Но кого-то счастлив от того, что посидит у речки, другие с рюкзаками штурмуют таёжные тропы, третьи предпочитают весь отпуск проваляться где-нибудь на песчаном пляже. А вы как отдыхаете?

- Пляжно-матрасные будни мне категорически не подходят. А что искренне, всей душой люблю – так это экологический туризм, который, кстати, в последние три года мы активно развиваем в Хакасском заповеднике.

- С этого места подробнее!

- Пройтись с рюкзачком по тайге – это замечательно, романтично, для здоровья полезно. Но много ли вынесешь нового из такого похода? Другое дело, когда идёшь по маршруту, где есть информационные аншлаги, смотровые площадки. Если с гидом повезёт – о чём ещё мечтать? Экологический туризм – самый интеллектуальный, поскольку организаторы стремятся донести до путешественников как можно больше интересной информации о той местности, где пролегает тропа. Человек не просто скользит взглядом по деревьям, траве, а узнаёт, к примеру, об их целебных свойствах, обо всём, что вызывает интерес. И потом, невозможно научить любить природу по книжке, чтобы узнать её, необходимо почувствовать, прикоснуться, этим воздухом подышать.

- Поэтому вы пошли по пути обустройства в заповеднике форпостов цивилизации - визит-центров. Это ваше изобретение или чей-то опыт?

- Вряд ли стоит изобретать колесо, если оно уже существует. В данном случае мы стараемся подтягиваться до мировых стандартов. А опыт, и очень богатый, есть, к примеру, в Северной Америке, Австралии, Финляндии.

- Судя по тому, что наш заповедник с программой развития экологического туризма попал в прошлом году в число пилотных проектов России, вы умеете впитывать знания и удачный опыт. Читателям поясним: в стране около 150 заповедников и национальных парков, из них сначала были признаны экспериментальными 15, позднее их число выросло до 20-ти, наш среди них. С чего вы начали?

- С того, что определили два главных принципа. Во-первых, экологический туризм не может носить коммерческий характер, в этом деле главное – не деньги, а знания. А также известный девиз «Лучше меньше, да лучше». Мы не гонимся за количеством туристов. Но нам важно, чтобы каждый, кто у нас побывал, уехал с неоценимым багажом впечатлений, ощущений, знаний. Чтобы взрослые, познакомившись с плодами нашего труда, в следующий раз привезли сюда детей.

Во-вторых, не обойтись без мощного информационного, инфраструктурного обеспечения. Имею в виду смотровые площадки, аншлаги, дорожные настилы, указатели, визит-центры . В прошлом году открыли такой центр в Абазе. Там можно почерпнуть много интересного о горно-таёжных участках заповедника (в следующем цветном приложении вы прочтёте репортаж о путешествии в те благословенные места – от ред.).

А этим летом открываем визит-центр на озере Иткуль, здесь можно будет многое узнать о водно-болотных угодьях заповедника. Уникальность нового центра в том, что посетители в одном месте могут получить информацию о территории, озёрах, где, может быть, никогда не бывали. А если и были, то вряд ли получили ответы на обязательно возникающие вопросы.

И как абазинский центр не имеет аналогов в Южной Сибири, так и тот, что на Иткуле, будет уникальным. Всё начинается уже с его проекта – сложной, похожей на ракушку, крыши, необычного помещения, похожего на юрту, наличия высокой смотровой площадки, с которой открывается завораживающий вид на окрестности. Напомню, Иткуль – самое крупное пресное озеро Хакасии, источник качественной воды для многих посёлков. К тому же это единственное озеро, берега которого не застроены турбазами.

А Белё – самый крупный солёный водоём республики. Часть этого озера является заповедной территорией – в районе перешейка. Это место относится к ключевой орнетологической территории России и Азии. Тысячи лет птицы, мигрируя, останавливаются на этих участках. Здесь самое большое скопление журавля-красавки, занесённого в Красную книгу. Они образуют пары, танцуют, красуются перед «дамочками», выводят птенцов, а осенью улетают на юг. К слову, в мире весьма развито направление туризма, позволяющее наблюдать за птицами, фотографировать их. За удачными кадрами охотятся часами, имеют собственные секреты съёмок. Пробовал себя в этом деле и я. Процесс интригует, завораживает. Главное – лучше спрятаться и иметь хорошую оптику.

В визит-центре посетители смогут не только послушать голоса обитающих на территории заповедника птиц (благодаря системе направленного звучания), а поучаствовать в играх и угадать, кто как кричит-курлычет. Здесь же в игровой форме можно многое понять о путях миграции птиц, углубить свои знания благодаря виртуальным картам.

- Таким образом, экологический туризм – это обязательно организованная группа, которая путешествует так, чтобы, как говорится, росинки с травы не упало.

- Это так. А туры могут быть организованы не в любое время, а, к примеру, когда реально не будет вреда растениям и животным. Если птицы усаживаются высиживать птенцов – на посещения табу!

- В прошлом году успешно стартовали велосипедные экскурсии по заповеднику в районе Иткуля, отзывы были самые восторженные. Покатаемся и этим летом?

- Было бы желание! Есть несколько маршрутов, от 8 до 16 километров, от тех, что под силу даже детям, до усложнённых. Экскурсантам выдаём велосипеды, либо они используют свои, и отправляемся группой, совмещая поездку и обзор окрестностей. В этом году экскурсии начнутся с июля, для групп численностью от девяти человек. Самый протяжённый маршрут начинается экскурсией в визит-центре. Здесь и об истории заповедника расскажут, и об уникальных свойствах местных водоёмов, и обязательно – об исчезающих видах растений и животных. Дальше путь петляет по степи вдоль озера, огибая его южную часть. Будет возможность и к кристально чистой воде подойти, и полюбоваться тростниковыми зарослями, пением птиц: жаворонков, каменок, коньков. Затем придётся попотеть на подъёме от озера. Наградой за усердие станет вид сверху на южную часть озера, где на берегу степь переходит в разреженный лиственный лес, вперемежку с кустарниками спиреи, кизильника. Вскоре маршрут углубится в каменистую степь и закончится на самой высокой точке заповедного участка, с которой просматривается всё озеро, во всей его красе.

- Если кто-то пожелает записаться на экскурсии, и не только велосипедные, как это сделать?

- Нужно связаться с сотрудниками заповедника по телефону 35-22-04, и если они дадут «добро» - собираться в путь.

- И всё-таки заповедник – то место, где должны царить тишина и покой. А туристы – народ шумный, развесёлый.

- Всё будет нормально при должной организации экскурсий и при том, что люди несут ответственность за группы, которые сопровождают. Практика отработана, нет ничего страшного в том, что люди придут посмотреть заповедные места. Но при этом, естественно, необходимо соблюдать правила пребывания на особо охраняемой территории. Нужно помнить, что человек в гостях у природы, не хамить ей (а мы умеем!) и не вредить.

- Наверное, не случайно к вам приезжают гости из других заповедников – за опытом, поучиться. Вот и сегодня я видела делегацию северян в музее заповедника, они впечатлены увиденным, что-то всё строчат в своих книжках. Что в планах, чем собираетесь удивлять дальше?

- В границах заповедника огромное количество объектов культурно-исторического наследия. Это петроглифы, наскальные стелы. Ко многим из них имеют доступ лишь учёные. К примеру, есть место, где на одном маленьком участке сконцентрировано более двух тысяч (!) таких объектов. Есть даже очень редкие изображения колесниц. Думаю, в следующем году пригласим вас на презентацию нового проекта.

Марина Кремлякова

Новости по теме: