Предания горной страны

Дата публикации: 25.06.2013 - 04:43
Автор:
Просмотров - 1099

alt

- Счастливая, отпуск скоро, - позавидовала подруге, - отдохнешь, по интересным местам поездишь…

- Да куда ехать-то! - несколько угрюмо откликнулась Юлька. - На озера не хочу, куда дальше - денег нет, так и просижу в городе.

- Какие проблемы? Не хочешь на озера, покатайся по республике, мало ли здесь увлекательного, - удивилась я.

- На Салбыке, Сундуках уже не раз была, а что еще смотреть-то? - не унималась приятельница.

- А ты в Малых Арбатах была? Писаницу видела? А казачью избу? Из живого источника воду пила?

- Арбаты, а что это? - оживилась Юлька.

- О-о, это изумительное место! Очень красивое, с двумя музеями, а главное, людей там пока мало, совсем недавно начали работать, для отдыха от города - самое то!

alt

МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

Итак, дорога лежит в Таштыпский район, село Малые Арбаты. До Абазы, чуть не доезжая, стоит указатель, следуя ему, через несколько километров вы уже попадете в населенный пункт. Музей - километрах в десяти, но туда ведет прямая дорога, так что при всем желании сложно заблудиться. И хотя путь от Черногорска отнюдь не близкий, порядка двухсот километров, на мой взгляд, скучать не приходится. Ведь за время путешествия можно увидеть три природные зоны.

Сначала привычная хакасская степь, с редкими зарослями кустарников по берегам маленьких речек. Затем начинают появляться холмы, поросшие лесными куртинами, и вдруг, не успеваешь заметить, как оказываешься в горной тайге. Путь-то в Абазу лежит через перевал. И уж тут только головой верти - веселое разноцветье разнотравья, стройные стволы хвойных деревьев, полноводный Абакан, степенно несущий воды вниз к столице республики.

Музей «Малоарбатская писаница» совсем молодой, открылся всего лишь около трех лет назад. Впрочем, о самой скале Пичиг Хая, что означает - Писаная скала, известно издревле. Ученому миру она открылась в 19 веке, но вплотную к исследованию древних петроглифов приступили лишь во времена Советского Союза.

По мнению специалистов, первые наскальные рисунки, нанесенные красной охрой, появились почти два с половиной тысячелетия назад, еще во времена древнейшей Окуневской культуры. С той поры на скалах видны солярные знаки и изображения предметов, которым приданы человеческие качества, так называемый антропоморфизм. И хотя прошло столько столетий, значки еще вполне различимы на скальном рельефе, особенно в не слишком солнечные дни.

Вторая группа рисунков - «молодая», приблизительно, с 17 века вплоть до начала 20-го столетия. Их отличают более сложные конструкции, стилизованные изображения людей и тотемных животных отчетливо видны на камне. Как пояснила директор музея Елена Прибыткова, хотя рисунки кажутся беззащитными перед силами природы, все же они защищены самой скалой. Дело в том, что она имеет отрицательный угол наклона, как следствие, ветру уже сложнее пробраться к каменным складкам, дождь и снег редко долетают до стены, ну а человек и вовсе не в состоянии забраться и испортить древние изображения.

По поверьям древних хакасов, скала Пичиг Хая - священное место, наполненное особой энергетикой, что не только позволяет людям хорошо себя чувствовать, но и даже надеяться на исполнение желаний. Специально для этого у подножья лежит лукошко с листиками бумаги и карандаш.

Я человек совершенно не суеверный, но на поляне и впрямь чувствуешь какое-то особое умиротворение. Маленький ручей ласково журчит в зарослях кустарника, над цветущими травами деловито жужжат шмели, ветер легонько шевелит сосновые лапы. Так и хочется прилечь на взгорке, уверенным в том, что проснувшись, ощутишь в себе новые силы.

alt

- В отношении музея у нас большие планы, - рассказывает Елена Прибыткова. - В конце прошлого сезона мы стали не только проводить экскурсии для гостей, устраивать национальные обряды на поляне, но и предложили переночевать в наших палатках или гостевой юрте. Причем, приезжая сюда, туристам не обязательно брать с собой еду, в отдельной юрте мы устроили кафе.

О кафе стоит сказать особо - в нем девушки не только подают вкусные плюшки и закуски, но и предлагают попробовать чай, настоенный на таежных травах. Не говоря уже о пользе для здоровья такого напитка, пахнет он просто упоительно, да и на вкус весьма приятен. И что очень важно - собраны лесные цветочки не на убитой машинными выхлопами территории, а в самом что ни на есть экологически чистом месте.

alt

ВОЛШЕБНЫЙ ИСТОЧНИК

Стоит отметить, что воду для чая ли, просто для питья, берут из источника, считающегося местными священным. По поверьям, однажды в давнюю пору возвращался из не слишком удачного похода раненный хан с войском. Но стоило ему остановиться у родника, испить воды и омыть раны, как все зажило. С тех пор и стараются местные ходить или ездить за водой сюда.

Ученые же обнаружили в естественной купели повышенное содержание серебра, которое и придает целительный эффект. Местные жители рассказывают, что на Крещение сюда съезжаются сотни людей, каждый с изрядным запасом пустых бутылок, а то и ведер. И на всех хватает в источнике воды, хотя размерами он весьма скромен.

Также местные жители отмечают, что набранная вода и через год не портится. А уж какие огурцы и капуста получаются, если при засолке использовать жидкость из источника. Впрочем, огурцы я не пробовала, а вот кофе из привезенной водички сварила - честное слово, отличный получился!

Так что если соберетесь в путешествие к Малоарбатской писанице, не забудьте взять с собой бутылку или канистру.

alt

ПОЧУВСТВУЙ СЕБЯ КАЗАКОМ

Кстати, писаницей и родником примечательные места в Таштыпском районе не ограничиваются. Возвращаясь обратно домой и проезжая Малые Арбаты, с левой стороны от дороги сложно не заметить большую избу, окруженную настоящим плетнем. Это музей-усадьба «Казачья изба». И если мы говорим о писанице как о молодом музее, то изба и вовсе младенец, малышке всего полтора года. Но даже в этом возрасте ей есть чем удивить гостей.

Вместительная изба, чьи размеры составляют 90 квадратных метров, состоит из двух комнат. Построена она еще в 19 веке, а точнее - срубил ее в 1896 году мастер Елисей. Жил в доме казак Таштыпского острога Ефим Сипкин. И видно, богато жил, раз старожилы села называли дом «кулацким». Со временем помещение передали под детские ясли, затем школьные мастерские, а с падением советского строя начался упадок избы. Так что, когда ею занялись музейные работники, она, скорее, напоминала развалину, чем добротный дом. Но энтузиасты дела, поддержанные Министерством культуры Хакасии и лично министром Светланой Окольниковой, смогли отреставрировать строение, и стали собирать экспонаты.

Из старых сундуков, с чердаков и из сараев приносили местные жители различную утварь. Весы и чугунные утюги, посуду и мебель. Надо отметить, что в усадьбе не только можно рассматривать вещи, но и брать их в руки. Подняв ухватом чугунок или попробовав орудовать тяжеленной вафельницей, лучше начинаешь понимать, как жили и работали в имперской России крестьянки и казачки. И не таким уж преувеличением кажутся достопамятные строчки Некрасова о русской бабе, что и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет. Еще бы, потягай чуть ли не пудовые кухонные принадлежности, еще не то сделать сможешь!

Особым ароматом детства пахнуло на меня убранство горниц - старая кровать с вышитыми наволочками и покрывалом с прошвой. Занавески, украшенные неповторимой вышивкой, и кружевная накидка на этажерку. Будучи маленькой, я много гостила у своей бабушки в кубанской станице, и там были точно такие же полотняные украшения.

- Новоделов здесь практически нет, - говорила Елена Прибыткова, - в основном настоящие старинные казацкие предметы.

Надо сказать, что люди хорошо отозвались на нашу просьбу и активно стали приносить различные вещи, оставшиеся от прабабушек. Вообще, в поселке сохранился целый ряд домов, чей возраст насчитывает более ста лет. И мы решили, что будет интересно организовать такой музей, где и взрослые, а особенно дети, смогли бы познакомиться с историей.

alt

РЕАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ

Конечно, эти объекты сельского краеведческого музея не могут равняться на жемчужины Золотого кольца, достопримечательности Санкт-Петербурга и Сочи, Одессы и Севастополя. Но в них есть своя прелесть. Они близки нам, расположены не за тысячи километров и рассказывают о том, что интересно именно жителю Хакасии. Это во-первых. А во-вторых, и, пожалуй, в главных - этот проект показывает, как возможно реальное, а не гипотетическое возрождение культуры в деревне.

Благодаря и писанице, и усадьбе работу получили полтора десятка сельских жителей. У других появилась возможность культурного отдыха. Ведь музейщики не только проводят экскурсии, но и устраивают национальные праздники, костюмированные представления, в которых принимают участие все желающие. Представляете, как это много для обделенной объектами культуры деревни!

Специально для школьников организуются экскурсии, на которых не только рассказывают об истории края, но и устраивают мастер-классы, в результате дети обучаются делать вещицы в стиле народных промыслов. И как знать, быть может, со временем в Малых Арбатах появится своя уникальная школа рукодельниц и ремесленников.

В свое время в Томской области мне довелось побывать в деревушке, название которой уже и не вспомню, но никогда не забуду ощущение таежной сказки - каждый дом, да что там, каждый забор был демонстрацией достижений деревянного зодчества. Даже мостик через речку и тот изумлял кружевом резьбы. А ведь все тоже начиналось с малого, появился мастер, увлек делом ребятишек, потянулись взрослые - и через несколько лет суровая таежная деревня превратилась в уникальнейшее место.

Главное, был неравнодушный человек, зовущий к красоте. И, на мой взгляд, именно такие люди подобрались в музейном комплексе «Малоарбатская писаница». Они искренне хотят сделать жизнь интереснее, показать, что и в деревне есть что посмотреть и чему поучиться.

Зайдите в сувенирную лавку - и там с удовлетворением сможете обнаружить не только привычные всем поделки, но и эксклюзивные вещицы, которые не стыдно привезти в подарок родным и знакомым. Цены невысокие, зато вряд ли еще где можно купить оберег из скальной пластины, на которой искусная рука художника изобразила одного из тотемных животных: рысь, медведя, волка, орла, барса и сову. Да и в целом, экскурсия в музейный комплекс обойдется очень дешево (дорогой окажется только дорога, но в цене на бензин нет вины таштыпцев). Входной билет в казачью избу стоит всего 30 рублей. На писаницу - 50. Сутки отдыха в палатке на поляне обойдутся в 300 рублей, в гостевой юрте подороже - в 500. Но скажите, много ли вы сможете перечислить мест, где колоритный отдых обойдется в такую сумму?

Так что, уверена, вы не потеряете зря время, посетив этот уголок нашей Хакасии.

Да, заранее заказать экскурсию, жилье, обед можно, связавшись с Еленой Прибытковой по телефону: 8-913- 448- 65- 25.

Валентина СОСНОВСКАЯ, приложение «Улыбнись новому дню!», июнь 2013 г., выпуск № 2

Памятка

Режим работы музея «Малоарбатская писаница»:

лето: 10.00 - 19.00, зима: 9.00 - 17.00.

Перерыв на обед: 13.00 - 14.00.

Выходные дни: Понедельник, вторник.

Новости по теме: